Новая версия сайта ->>>
Страницы историиЭкскурсии по городуЭкскурсии по областиПолезная информацияПроживаниеСфера услугПокупкиОтдых и досугВсе про Харьков




 

Путь лежит на Восток

    На выезде из Харькова, возле трассы Харьков - Ростов-на-Дону, возвышается двадцатидвухметровый обелиск, рядом с которым установлена менора - традиционный еврейский семисвечник. Надпись у входа гласит: "Это место, где мертвые учат живых".
    Дробицкий яр вошел в историю Второй мировой войны как символ "новой политики" фашистской Германии на оккупированных территориях наряду с Бабьим яром в Киеве, Хатынью в Белоруссии, Лидице в Чехословакии. Мемориал установлен на месте, которое стало братской могилой для более чем пятнадцати тысяч женщин, детей, стариков, раненых и военнопленных - прежде всего евреев, но были среди них также русские, украинцы, представители других национальностей. Немецкие войска оккупировали Харьков 24 октября 1941 г. В первые же дни на балконах домов и телеграфных столбах было повешено 116 жителей города.
    Менора у входа на территорию мемориала
    Менора у входа на территорию мемориала
    Вскоре появился приказ об обязательной регистрации местного населения, при этом лица еврейской национальности регистрировались отдельно, на бланках желтого цвета. В эти "желтые списки" попал 10 271 человек. 14 декабря 1941 г. комендант города подписал указ о создании еврейского гетто и переселении всех евреев в бараки тракторного и станкостроительного заводов. С 26 декабря 1941 г. немцы начали массовые расстрелы в Дробицком яру. "Еврейский" вопрос в Харькове был "решен". Согласно переписи, осуществленной немецкой городской управой, на 1 июля 1942 г. в Харькове не осталось ни одного еврея. Всего же во время оккупации гитлеровцы уничтожили более 280 тысяч жителей города и области, более 160 тысяч харьковчан были вывезены на принудительные работы в Германию. После освобождения Харькова было принято решение провести показательный процесс над нацистскими преступниками.
    В зале судебного заседания. Декабрь 1943 г.
    В зале судебного заседания. Декабрь 1943 г.
    1 декабря 1943 г. состоялось заседание Военного трибунала 4-го Украинского фронта, на котором присутствовали А. Толстой - глава Чрезвычайной комиссии по расследованию фашистских злодеяний, известные писатели И. Эренбург, К. Симонов, М. Рыльский, Л. Леонов. По приговору трибунала 19 декабря 1943 г. на площади возле Благовещенского рынка в присутствии десятка тысяч харьковчан четверо военных преступников были повешены. В 1955 г. в Дробицком яру появился небольшой обелиск, однако долгое время трагические события периода оккупации замалчивались.
    Только 9 мая 1989 г. здесь состоялся общегородской траурный митинг, а еще через девять лет был установлен 10-тонный гранитный камень с надписью: "Жертвам Холокоста - памяти многих тысяч евреев, уничтоженных здесь нацистами в декабре 1941 - январе 1942 годов". В начале 1990-х гг. был создан Харьковский оргкомитет "Дробицкий яр", который выступил с инициативой создания Мемориала жертвам фашистского геноцида в Дробицком яру. В декабре 2002 г. состоялось открытие первой очереди мемориального комплекса жертвам фашизма, авторами которого выступили А. Лейбфрейд и В. Савенков. Далее по ростовской трассе, в получасе езды от Харькова, находится небольшой, но весьма интересный для туристов городок - Чугуев. Первое поселение на месте современного города возникло еще в скифскую эпоху. Во II-IV вв. здесь существовало раннеславянское поселение, а в XI-XII вв. - легендарный половецкий город Шарукань, названный в честь хана Шарукана. Два похода славян к Шарукани - в 1111 г. и 1116 г. - положили конец господству кочевников, и до нашествия монголо-татар в начале XIII в. здесь проживало славянское население.
    Мемориал в Дробицком яру
    Мемориал в Дробицком яру
    Начало современному Чугуеву положили казаки под руководством Якова Остряницы. В 1638 г., после неудачного восстания против Польши, они пришли на территорию Слобожанщины и на высоком берегу Северского Донца основали крепость. В 1641 г. восставшие казаки убили Я. Остряницу и покинули крепость. Чугуев заселили русские "служилые люди". Свое стратегическое значение крепость утратила только после строительства Украинской укрепленной линии в 30-х гг. XVIII в. Относительно названия города существует несколько версий. По одной из них оно произошло от слова "чуга" - так называлась мужская одежда для путешествий и езды у некоторых восточных народов, по другой - от слова "чугуне", что в переводе с тюркского означает "межа", "пограничная земля". С 1817 г. по 1857 г. Чугуев был центром военных поселений. Император Александр I мыслил переложить заботу о содержании армии на саму армию: военные поселяне должны были сочетать воинскую службу с крестьянской работой, и тем самым Мемориал в Дробицком яру обеспечивать себя. При этом жизнь поселян строго регламентировалась: они по команде вставали, зажигали огонь, топили печи, выходили на работу и т. д.
    Общий вид Чугуева. Конец XIX в.
    Общий вид Чугуева.
    Конец XIX в.
    Летом 1819 г. военные поселенцы Чугуева восстали. С помощью регулярных войск и артиллерии выступление было подавлено. Свыше двух тысяч повстанцев были арестованы, многих из них (в том числе 29 женщин) подвергли наказанию шпицрутенами.
    Стремление к порядку сказалось и на архитектуре города. Застройка Чугуева производилась по "образцовым" проектам, большинство из которых составлялось в инженерном департаменте и рассматривалось в Комитете военных поселений в Петербурге, членом которого был русский зодчий В. П. Стасов.
    Многие мастера того времени использовали в своих проектах приемы выдающегося архитектора - прельщали простота и совершенство форм.
    В это время господствующим архитектурным стилем был классицизм. В военном поселении он приобрел черты казенности и жесткой функциональности. Улицы выпрямлялись, пересекаясь под прямым углом. На улицах и площадях размещались типовые строения: церковь, экзерциргаузы, госпитали, кордегардии, ресторации, жилые дома для офицерского состава и военачальников, жилые дома для поселян, служебные постройки.
    Сейчас Чугуев - единственный в Украине город, где сохранились планировка, отдельные здания и целые ансамбли центра военных поселений.
    Главной церковью поселения был Покровский собор, сооруженный в 1826-1834 гг. на месте старого деревянного Преображенского собора. Он располагался на западной стороне центральной площади.
    Казаки Чугуевского полка. Начало ХІХ в.
    Казаки Чугуевского полка.
    Начало ХІХ в.
    Покровский собор. Конец ХІХ в.
    Покровский собор.
    Конец ХІХ в.
    К квадратному в плане зданию с южной, восточной и северной сторон были пристроены четырехколонные портики дорического ордера.
    Центральную часть венчал широкий барабан с куполом (до нашего времени не сохранился).
    С запада стояла сорокаметровая колокольня, соединенная с собором колоннадой из 16 дорических колонн.
    В 1872 г. собор достроили теплой церковью, соединившей храм с колокольней вместо колоннады.
    Перестройка несколько упростила архитектуру храма, но чистота стиля, строгая красота линий, четкая проработка деталей восхищают и поныне. Кто был автором проекта, точно не известно (некоторые исследователи считают, что сам В. П. Стасов). До нашего времени дошел проект пристройки колокольни, подписанный Ф. И. Рербергом. Монументальные росписи и мозаики выполнил итальянский художник П. Розетти. В годы Великой Отечественной войны храм сильно пострадал. В 1970-е гг. он был отреставрирован, а в 1984 г. переоборудован под галерею, в которой сегодня представлено более тысячи работ лауреатов премии им. И. Е. Репина в области живописи, скульптуры и прикладного искусства.
    Картинная галерея лауреатов премии им. И. Е. Репина (бывшее здание Покровского собора)
    Картинная галерея лауреатов премии им. И. Е. Репина (бывшее здание Покровского собора)
    Здание штабов (корпус военных топографов)
    Здание штабов (корпус военных топографов)
    На северной стороне центральной площади города сохранилось трехэтажное здание штабов (пл. Ленина, 2) - окружного, дивизионного и полкового. Построенное в 1832 г. в строгом классическом стиле, оно смягчалось только полуциркулярными завершениями окон второго этажа, выделенными ризалитами и двухъярусной башней над смотровой площадкой в центре здания. Официальность назначения этого строения подчеркивают белые стены, небольшие карнизы и отсутствие лепки. Башню украшали часы с боем, каждый час появлялись фигурки, одетые в форму улан. Позже в этом здании располагался корпус военных топографов, где в 1857 г. учился 13-летний Илья Репин.
    Оно относится к типу зданий, редко встречающихся в архитектурном наследии Украины. В 2006 г. было проведено координирование ремонтно-реставрационных работ по зданию штаба военных поселений.
    Рядом с корпусом военных топографов, с восточной стороны площади, находится бывший путевой дворец царя (1838 г.) - небольшой деревянный домик из 6 комнат. К сожалению, его роспись и старинная мебель не уцелели. Южную сторону площади занимает одноэтажное здание торговых рядов (ул. Розы Люксембург, 26), построенное в 1835 г. Простое, прямоугольное в плане сооружение очень оживила 19-пролетная аркада. Современники отмечали притягательность этого места в любое время года. Позднее торговые ряды были перестроены, и только после реставрации в начале 1990-х гг. они приобрели прежний вид.
    Путевой дворец
    Путевой дворец
    Торговые ряды
    Торговые ряды
    На улицах, прилегающих к площади, располагались дома офицерского состава. По ул. Гвардейской сохранились три таких дома, одинаковых по размерам, но отличающихся архитектурными деталями и формой окон. Дома военных поселян отличались еще меньшим разнообразием: одноэтажные, с тремя окнами по фасаду и слуховым окном на высоком фронтоне, образованном двускатной черепичной крышей. По меткому замечанию И. Е. Репина, они были такими одинаковыми, что даже голуби ошибались и залетали в чужие дворы.
    Всего в городе было сооружено 86 таких каменных домов. Относилась к категории военных поселян и семья великого русского художника Ильи Ефимовича Репина (1844-1930). Его отец, Ефим Васильевич, 27 лет служил рядовым Чугуевского уланского полка, мать, Татьяна Степановна, была дочерью военного поселянина Бочарова. Родился И. Е. Репин в маленьком флигеле в усадьбе бабушки, которая держала постоялый двор в пригородной слободе Осиновка на старом Изюмском тракте. Этот дом снесли в 1930-х гг., а на его месте (ныне - улица Репина) в 1944 г. установили мемориальный монумент, выполненный по проекту известного украинского художника А. Страхова. Это событие было приурочено к 100-летию со дня рождения художника, которое, несмотря на военное время, широко отмечалось. Тогда же на улице Харьковской, возле входа в городской сад, установили каменный обелиск с надписью: "Здесь будет сооружен памятник И. Е. Репину". Торжественное открытие памятника состоялось в 1956 г., но уже в другом месте - в центре города, на улице Гоголя. Автор монумента - известный скульптор М. Г. Манизер воплотил в бронзе великого художника, взяв за основу известный автопортрет И. Е. Репина 1883 г.
    Памятник выдающемуся художнику
    Памятник выдающемуся художнику
    Репин И. Е. Протодиакон. 1877 г.
    Репин И. Е. Протодиакон.
    1877 г.
    19 лет провел Илья Ефимович в Чугуеве. Родители вскоре после его рождения построили в Осиновке, под Гридиной горой, новый дом. Этот дом, в котором И. Е. Репин создал свои первые работы, был продан за долги на слом.
    И. Е. Репин занимался в корпусе топографов, а после его расформирования в 1857 г. учился иконописи в частной художественной мастерской Бунаковых. С 1859 г. И. Е. Репин работал в иконописных артелях, расписывая храмы Харьковской и других губерний, а в 1863 г. уехал в Петербург и поступил в Академию художеств. Илья Ефимович неоднократно приезжал домой. Где жили его родители в 1860-е гг., точно не установлено. В 1876-1877 гг. почти год художник вместе с семьей провел в доме на Никитинской улице (ныне ул. Розы Люксембург, 8). В этот период им создан ряд знаменитых произведений, в том числе "Протодиакон", "Мужичок из робких", "Возвращение с войны", написано множество портретов: жены Веры Алексеевны, двоюродного брата Трофима Чаплыгина, соседки-красавицы Софьи Любницкой и др.
    В 1969 г., в дни празднования 125-й годовщины со дня рождения мастера, в шести небольших комнатах репинского домика был открыт художественно-мемориальный музей И. Е. Репина. Здесь экспонируются работы известного художника, мемориальные вещи, воссоздана обстановка гостиной Репиных. Во дворе усадьбы расположена мастерская Ильи Ефимовича. Последний раз И. Е. Репин побывал в Чугуеве в 1914 г., но связей с родным краем он не порывал никогда. Две его последние картины - "Черноморская вольница" и "Гопак" - посвящены Украине. В 1953 г. в Чугуеве открылась детская художественная школа имени И. Е. Репина. Начиная с 2000 г. в городе ежегодно проводится Международный репинский пленэр, в котором принимают участие художники из Украины, России, Белоруссии.
    Репин И. Е. Возвращение с войны. 1877 г.
    Репин И. Е. Возвращение с войны.
    1877 г.
    Здания волостной управы в с. Коробочкино
    Здания волостной управы в с. Коробочкино
    Их картины пополняют коллекцию мемориального музея И. Е. Репина. Связаны с именем великого художника и другие места Чугуевщины. За Северским Донцом, в Малиновке (ехать можно из центра города или по ростовской трассе) стояла церковь, для которой И. Е. Репин выполнил свою первую большую работу: написал икону "Распятие" по известной картине К. Штейбена "Голгофа", ныне находящейся в Исакиевском соборе (г. Санкт-Петербург). Интересно, что в своей более поздней работе "Не ждали" И. Е. Репин снова воспроизвел картину Штейбена - на стене рядом с портретами Т. Г. Шевченко и Н. А. Некрасова.
    Церковь до нашего времени, к сожалению, не сохранилась, но побывать в Малиновке стоит. Ведь именно в этом селе происходили события, показанные в популярном музыкальном фильме Б. А. Александрова "Свадьба в Малиновке", снятого по либретто харьковского писателя Л. А. Юхвида. Дальнейший путь в южном направлении позволит осмотреть редкий памятник - гражданское административное сооружение начала XIX в. - волостную управу в с. Коробочкино. Волостная управа, построенная около 1823 г. для размещения администрации военного поселения, состоит из двух корпусов - южного и северного, отстоящих друг от друга на 40 метров.
    Один из корпусов управы
    Один из корпусов управы
    Электрическая станция в Эсхаре
    Электрическая станция в Эсхаре
    Каждый из корпусов представляет собой разноуровневую конструкцию: к двухэтажной центральной части с колоннами упрощенного тосканского ордера примыкают одноэтажные боковые части.
    Вернувшись в Чугуев, можно продолжить экскурсию по репинским местам. Из Чугуева надо добраться до поселка Эсхар (из Харькова ехать электричкой до остановок Эсхар, Дачи).
    Этот поселок возник в 1926 г., когда началось строительство электростанции для Харьковского промышленного района.
    В июле 1927 г. в торжественной обстановке был заложен главный корпус станции, а уже в мае 1930 г. электрическая станция Харьковщины (сокращенно - Эсхар) дала первый электрический ток.
    Электроэнергии она вырабатывала больше, чем все электростанции Украины до революции.
    Однако сейчас Эсхар известен, прежде всего, фестивалем самодеятельной песни. Ежегодно в октябре сюда съезжаются сотни почитателей бардовской песни.
    Следуя из Эсхара вдоль Северского Донца, наконец, попадаем в с. Мохнач Змиевского района, где И. Е. Репин провел лето 1877 г.
    По Северскому Донцу
    По Северскому Донцу
    Репин И. Е. Деревня Мохначи близ Чугуева. 1877 г.
    Репин И. Е. Деревня Мохначи близ Чугуева.
    1877 г.
    Впечатления этого лета отражены в картинах "В волостном правлении", "Деревня Мохначи близ Чугуева", портреты "Мужичок с дурным глазом", "Парубок из Мохначей", а также в нескольких акварелях.
    Если следовать из Эсхара вдоль реки Уды, можно осмотреть интересный памятник деревянной архитектуры, сооруженный неизвестными мастерами в традиционных формах народного зодчества - церковь в поселке Введенка. Добраться до Введенки можно также из Чугуева через Новопокровку или электричкой из Харькова до станции Мохнач.
    Первая церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы была построена в 1655 г. После пожара 1728 г. эту церковь восстановили, но уже в 1777 г. разобрали по причине ветхости. На ее месте построили новую, которая и дошла до наших дней.
    В годы советской власти церковь продолжала действовать, ее закрыли только в 1961 г. В 1980 г. Введенский храм внесли в список памятников архитектуры, охраняемых государством, а в год 1000-летия Крещения Руси вновь передали верующим. Последующая реставрация вернула храму первозданную красоту.
    Введенская церковь принадлежит к типу трехсрубных с двухъярусным центральным "бабинцем", имеющим в плане восьмигранное очертание.
    Церковь в с. Введенка. 1970-е гг.
    Церковь в с. Введенка.
    1970-е гг.
    К нему с двух сторон примыкают шестигранные срубы. Все три сруба перекрыты восьмигранными пирамидальными крышами, увенчанными маленькими луковичными главками и крестами. Небольшое по величине здание (около 20 ? 10 м в плане и 15 м по высоте) отличается гармоничностью пропорций и изысканным силуэтом.
    Свято-Введенский храм
    Свято-Введенский храм
    1970-е гг.
    Скромный интерьер церкви украшают изящный резной иконостас с иконами работы чугуевских мастеров и великолепное деревянное паникадило.
    Много интересного обещает дорога из Чугуева в Кочеток, где, согласно легенде, у источника в лесу явилась икона Владимирской богоматери. Икону перенесли в близлежащий монастырь, но в первую же ночь она снова оказалась у источника. Тогда иноки дали обет: дважды в год торжественно переносить ее на место явления, а возле источника возвели часовню, которая до нашего времени, к сожалению, не сохранилась.
    С тех пор ежегодно весной и осенью к кочетокскому источнику стекалось множество паломников, среди которых были и Илья Репин с матерью.
    В дальнейшем впечатления детства легли в основу картин "Крестный ход в дубовом лесу" и "Крестный ход", предшествовавших знаменитому полотну - "Крестный ход в Курской губернии". В середине XIX в. на месте кочетокского источника была организована одна из первых в Украине водолечебниц. Вскоре, благодаря усилиям ее устроителя доктора Е. Ф. Следзиевского, она превратилась в довольно популярный курорт. Каждое лето сюда приезжали сотни больных, в том числе из Петербурга и Москвы. В те времена источник был мощным, но затем его сила заметно ослабла. Позже на месте родника были пробурены артезианские скважины, давшие Харькову вкусную питьевую воду, однако в годы Великой Отечественной войны насосная станция была полностью разрушена. О заповедном источнике в Кочетке, об истории и сегодняшнем дне производственного управления водного хозяйства "Донец", о воде вообще расскажут более 2000 экспонатов уникального Музея воды, открытого в 1982 г.
    Церковь Свято-Владимирской иконы Божией Матери
    Церковь Свято-Владимирской иконы Божией Матери
    Есть в Кочетке и интересный архитектурный памятник - церковь Свято-Владимирской иконы Божией Матери. Она была возведена в 1859 г. на месте старого деревянного храма, позднее к ней достроили колокольню. В 1934 г. храм закрыли, и он постепенно обветшал. Возрождение святыни стало возможным только через полстолетия. В 1987 г. храм был отреставрирован, и сейчас пятиглавая церковь Владимирской иконы Божией Матери снова стала местом поклонения для верующих из окрестных сел, Чугуева и Харькова.
    Слева от церкви находится могила известного русского философа и психолога Николая Яковлевича Грота (1852-1899), который многие годы жизни провел на украинской земле: стал профессором, утвердился как ученый и здесь, в Кочетке, умер. Профессор Н. Я. Грот в своих работах проповедовал не материальное, а духовное начало. Все другие идеалы (правды, красоты, добра), считал он, исходят из познания в себе общих законов верховного разума, творческой свободы, морального обязательства. Н. Я. Грот вел активное общениес Л. Н. Толстым, уже после смерти ученого вышел сборник воспоминаний, среди которых было и эпистолярное наследие. Ныне часть писем хранится в музее общеобразовательной школы поселка. Со смотровой площадки возле церкви открывается прекрасный вид на Северский Донец и покрытые лесом холмы. Лес возле Кочетка - заповедная территория. Наряду с искусственными насаждениями здесь есть естественные дубравы возрастом от 60 до 150 лет.
    Кроме того, редкие виды деревьев и кустарников можно увидеть в дендропарке при Чугуево-Бабчанском лесном колледже.
    Из Кочетка асфальтированная дорога ведет в Печенеги - поселок городского типа, центр одноименного района. Печенежский район был организован еще в 1923 году, в 1964 г. - ликвидирован, а в 1991 году восстановлен в новых границах.
    Местность, на которой расположен район, относится к историческому Печенежскому полю, название которому дало древнее кочевое племя "печенеги". Такое же название у фольклорного фестиваля, который проводится здесь ежегодно, и у уникального регионального ландшафтного парка.
    Один из уголков заповедного леса
    Один из уголков заповедного леса
    На фольклорном фестивале Печенежское поле
    На фольклорном фестивале "Печенежское поле"
    Печенеги - родина известного русского художника-академиста, члена Совета Петербургской академии художеств, почетного члена Берлинской, Стокгольмской, Римской, Парижской и Туринской академий искусств Генриха Ипполитовича Семирадского (1843-1902). Г. И. Семирадский родился в семье выходца из Польши, офицера драгунского полка царской армии Образование получил сначала во 2-й харьковской гимназии, затем - на естественном отделении физикоматематического факультета Харьковского университета, однако его дальнейшую судьбу предопределило увлечение живописью.
    В 1870 г. Г. И. Семирадский блестяще закончил Петербургскую Академию художеств, получив за время учебы шесть серебряных и три золотые медали. В следующем году молодой художник выехал за границу. Большую часть жизни он провел в Риме. В 1873 г. получил звание академика, в 1877 г. - профессора живописи.
    Г. И. Семирадский известен полотнами на темы из античной и библейской мифологии, истории Древней Греции и Рима - "Светочи христиан-ства", "Танец среди мечей", "Фрина на празднике в честь Посейдона". Его картины выставляются в музеях Моск-вы, Петербурга, Кракова. В Харьковском художественном музее хранятся несколько его картин - "Лавка гробовщика" (1860-е гг.), эскиз "Римская оргия блестящих времен цезаризма" (1871 г.), "Исаврийские пираты, продающие свою добычу" (1880 г.). Одним из памятников архитектуры, сохранившимся до нашего времени в Печенегах, является НовоБелгородский централ, построенный в 1869 г. В разное время в нем отбывали наказание известные народники, революционеры.
    Семирадский Г. И. Исаврийские пираты, продающие свою добычу. 1880 г. (фрагмент)
    Семирадский Г. И. Исаврийские пираты, продающие свою добычу. 1880 г. (фрагмент)
    Некоторое время здесь находился в заточении украинский поэт-революционер П. А. Грабовский. Украшением края, безусловно, является Печенежское водохранилище - часть системы водоснабжения Харькова. В 1930-1950-е гг. основным источником воды для города были артезианские скважины и Северский Донец с водозабором в Кочетке. Крупный промышленный центр постоянно ощущал недостаток воды, и с целью решения этой проблемы в 1958 г. на околице Печенег началось строительство большого водохранилища. В 1964 г. рукотворное море площадью свыше 80 квадратных километров и емкостью 500 миллионов кубометров создало необходимый для Харькова резерв воды.
    Протяженность Печенежского водохранилища от плотины у поселка Печенеги до устья реки Старицы, впадающей в Северский Донец - 75 километров, ширина - от 300 метров до 3 километров. Все это - прекрасная зона отдыха с разветвленной системой детских оздоровительных лагерей, пансионатов, баз отдыха.
    Вокруг Печенежского водохранилища существует несколько заповедных зон.
    Не так давно в этом регионе создан региональный ландшафтный парк - "Печенежское поле". Парк расположен между селами Мартовое и Артемовка, ехать к которым лучше через Печенеги.
    Вид на Печенежское водохранилище
    Вид на Печенежское водохранилище
    В одном из укромных мест водохранилища
    В одном из укромных мест водохранилища
    Парк "Печенежское поле" был создан с целью сохранения типичных ландшафтов восточноевропейской лесостепной зоны, воссоздания биологического разнообразия Харьковщины. Согласно данным полевых исследований, в составе флоры заповедного парка выявлено 7 видов, занесенных в Красную книгу Украины, и несколько видов, которые охраняются в Харьковской области, в том числе три вида ковыля, адонис весенний, гиацинты и др. На территории парка обитают редкие и исчезающие виды животных - выдра, орлан-белохвост, барсук, журавль серый, цапля белая большая, аист белый и многие другие.
    Особое внимание заслуживает работа по разведению уникальных птиц - дроф, численность которых в мире катастрофически уменьшается. Ландшафтный парк "Печенежское поле" стал центром "Международного фонда дрофы". Благодаря совместному российско-украинскому проекту на базе экоагрофирмы "Фауна" в с. Мартовое был создан дрофопитомник. По мнению ученых, работы по инкубации и выращиванию дрофы не имеют аналогов не только в Украине, но и в Европе. Наибольшей популярностью среди харьковчан по праву пользуются живописные окрестности Старого Салтова. Здесь действуют базы отдыха заводов им. Малышева, "Коммунар", "Серп и молот", предприятия "Горэлектротранс" и Харьковского государственного авиационного предприятия. Многие годы в Старом Салтове работает Харьковский яхтклуб, на базе которого в последнее время проводятся международные состязания яхтсменов.
    Обитатели ландшафтного парка
    Обитатели ландшафтного парка
    В лучах заката
    В лучах заката
    Из Старого Салтова наш путь лежит дальше - в Верхний Салтов, где в 1900 г. было положено начало исследованию салтовской археологической культуры. В этом году учитель В. А. Бабенко открыл в с. Верхний Салтов Волчанского уезда Харьковской губернии катакомбный могильник. О своей находке В. А. Бабенко сообщил в Харьковский университет и уже в следующем, 1901 г. в раскопках Верхнесалтовского могильника принимали участие известные харьковские ученые: Д. И. Багалей, Е. П. Трифильев и А. М. Покровский. В дальнейшем исследованием этой археологической культуры занимались профессора С. А. Семенов-Зусер, Б. А. Шрамко, В. К. Михеев.
    Носители салтовской культуры проживали на южных землях Украины в VIII-X вв. По мнению ученых, это были неславянские народы, населявшие Хазарский каганат - аланы, болгары, возможно, хазары. Городище в Верхнем Салтове, расположенное в южной части села, занимает 120 гектаров. Оно состоит из крепости и прилегающего к нему большого селища. С трех сторон городище окружали земляные валы и рвы, восточный склон из-за большой крутизны был практически недоступен. По берегам оврагов расположены могильники. Большая часть находок - керамики, конской сбруи, оружия, украшений - хранится сейчас в Музее археологии и этнографии Слободской Украины при Харьковском национальном университете им. В. Н. Каразина и в Харьковском историческом музее.
    Печенежское водохранилище в районе Старого Салтова
    Печенежское водохранилище в районе Старого Салтова
    Музей-заповедник салтовской культуры
    Музей-заповедник салтовской культуры
    В Верхнем Салтове, на месте раскопок, также создан музей-заповедник, который носит имя В. А. Бабенко. Музей размещается в здании бывшего сельского клуба. Здесь экспонируются находки каменного века, периода меди и бронзы, раннего железного века, но наибольшее количество экспонатов относится к салтовской археологической культуре. Неизменный интерес посетителей вызывает отдел "Этнография Слобожанщины", где собраны предметы быта, орудия земледелия, инструмент ремесленников. В отдельном комплексе воссоздано убранство крестьянской хаты, также представлена интересная коллекция слобожанских рушников.
    В последнем разделе экспозиции, посвященном событиям Великой Отечественной войны, - фрагменты оружия, фронтовые письма и фотографии, газеты военных времен, документы, дневники и многое другое.
    Немногие, любуясь чудесными сосновыми лесами на берегах водохранилища, знают, что это результат многолетнего титанического труда Василия Яковлевича Колокольцова - местного помещика, возглавлявшего уездную управу в начале XX века.
    Именно он стал инициатором проведения лесных насаждений на песчаных берегах вдоль Донца. Высокообразованный человек (окончил Петровско-Разумовскую сельскохозяйственную и лесную академию), он лично возглавлял работы:
    На территории городища
    На территории городища
    Могила Е. А. Лансере
    Могила Е. А. Лансере
    ездил во Францию перенимать опыт, закупал саженцы, контролировал ход проведения работ, вел наблюдение за молодыми насаждениями. В Верхней Писаревке сохранился дом - родовое имение В. Колокольцова, в котором многие годы находится дом отдыха. Хотя маршрут нашего путешествия пролегает на восток, но проехав от Верхнего Салтова в противоположном направлении, можно посетить село с удивительным названием - Нескучное. Именно здесь (в то время это была территория Курской губернии) находилось родовое имение известного скульптора Е. А. Лансере (1848-1886), в семье которого в 1884 году родилась будущая выдающаяся художница Зинаида Серебрякова.
    Ее произведения хранятся в крупнейших музеях мира и частных коллекциях. Долгие годы художница жила и работала в Петербурге и Москве, Марокко, Париже, Риме, Флоренции, в Крыму и на Капри, но очень многое ее связывало и с харьковской землей.
    После смерти отца будущая художница вместе с семьей переехала в Санкт-Петербург, где окончила гимназию, художественную школу (кстати, была одной из учениц Ильи Репина). Нескучное она впервые посетила только через 13 лет, а позже ежегодно летом приезжала в эти чудесные места. в своих мемуарах она вспоминала о поразившей ее природе, бескрайних полях и равнинах, колоритной внешности местных жителей.
    В годы гражданской войны Зинаида Серебрякова жила в Харькове. После смерти мужа она осталась с четырьмя малолетними детьми, дом в Нескучном был сожжен, большинство произведений погибло.
    З. Е. Серебрякова
    З. Е. Серебрякова
    Мемориальная доска на месте усадьбы
    Мемориальная доска на месте усадьбы
    Некоторое время Зинаида Евгеньевна работала в археологическом музее при Харьковском университете. К сожалению, результаты ее труда не сохранились: в годы Великой Отечественной войны были утрачены цветные таблицыиллюстрации к курсу истории каменного века, скифов, хазар, славян, выполненные ее рукой. С 1924 года Серебрякова жила в Париже, где и умерла в 1967 году. Кстати, стены фойе Дворца культуры железнодорожников в Харькове украшены монументальной росписью Евгения Лансере - брата выдающейся художницы. Другой брат, Николай, был талантливым архитектором. Сегодня в Нескучном об этой известной семье напоминают только могила Е. А. Лансере и мемориальная доска, установленная на месте быв-шей усадьбы Но вернемся в Верхний Салтов, откуда продолжим дальнейшее путешествие - посетим Великий Бурлук. В конце XVII в. Великий Бурлук был одним из укрепленных сторожевых постов для защиты южных границ Российской империи от татарских набегов.
    Значительная часть земель вокруг слободы была закреплена за Константином Григорьевичем Донцом-Захаржевским, в дальнейшем они перешли его потомкам.
    В 1784 г. в Великом Бурлуке обосновался Яков Михайлович Донец-Захаржевский. На берегу реки он по-строил имение, которое не раз посещал Г. С. Сковорода. Сейчас о пребывании здесь известного украинского философа и писателя напоминает памятный знак, установленный на месте усадьбы (ныне это территория ремонтнотранспортного предприятия).
    Дальнейшее обустройство усадьбы связано с именем одного из сыновей Якова Михайловича, Андреем Яковлевичем Донцом-Захаржевским. В 1826-1839 гг. он построил прекрасный Преображенский храм, украшенный многочисленными колоннами, которые также создавали галерею, соединяющую храм с трехъярусной колокольней. Авторство проекта храма приписывали местному зодчему Никуатову, а также известному российскому архитектору В. П. Стасову и его ученику А. Н. Воронихину.
    Преображенский храм был разрушен в 1937 г., на его месте сейчас пустырь. Уцелели лишь два колокола, которые были переданы в новый Свято-Преображенский храм, построенный в конце 1990-х гг.
    Памятный знак о пребывании Г. С. Сковороды
    Памятный знак о пребывании Г. С. Сковороды
    Свято-Преображенский храм
    Свято-Преображенский храм
    Кроме того, Андрей Яковлевич начал строительство нового деревянного дома. Эту работу закончил позднее его зять Воин Дмитриевич Задонский, личность поистине легендарная. В. Д. Задонский воевал на Кавказе, отличился в битве на Бородинском поле в 1812 г., принимал участие в заграничных походах русской армии 1813-1814 гг. и вышел в отставку в звании генерал-лейтенанта.
    По рассказам современников, дом производил впечатление каменного, настолько идеально были подогнаны доски обшивки.
    Его единственным украшением был портик с поставленными на высокий пьедестал колоннами. Дом был выкрашен в светлокоричневый тон, который прекрасно гармонировал с белыми колоннами. Внутри - просторные, светлые, уютные комнаты, на втором этаже - домовая церковь Святой Троицы. За домом располагался сад, справа - оранжерея в виде двух башен, соединенных теплицами, слева - различные хозяйственные постройки. Вид усадьбы в различных ракурсах запечатлен на страницах книги Г. Лукомского "Старинные усадьбы Харьковской губернии", вышедшей в 1917 г. в Петербурге и переизданной в 2001 г. в серии "Библиотека исторической мысли "Аверс".
    Бывший дом семьи Задонских
    Бывший дом семьи Задонских
    Дом семьи Задонских. Начало ХХ в.
    Дом семьи Задонских.
    Начало ХХ в.
    Несколько поколений Задонских жили в этом доме. В 1918 г. Задонские были убиты, имение разграблено. Вскоре в Великий Бурлук пришли белогвардейцы. По одной из версий, именно здесь, в опустошенном имении Задонских, полковник Белой гвардии Али Изенбек нашел дубовые дощечки, известные как "Велесова книга". Относительно этого памятника славянского дохристианского письма ученые разделились на два лагеря: большинство считает "дощечки Изенбека" фальсификацией, в то время как некоторые исследователи продолжают настаивать на их подлинности. Разрешение спора усложняет то, что сами дощечки, вывезенные Изенбеком во Францию, утеряны в годы Второй мировой войны.
    В 1922 г. в усадьбе Задонских была основана коммуна им. Г. И. Петровского - одно из первых хозяйств такого типа на Харьковщине. В ее состав входило 98 человек, все они проживали в бывшем помещичьем доме. Здесь же находились пекарня и столовая коммунаров. Позже коммуна переехала в с. Плоское, где на ее базе был создан колхоз "Украина". Что же до барского дома, то он сохранился и поныне, правда, потерял портик с колоннами и все оригинальные архитектурные детали. Сейчас в здании, которое находится в плачевном состоянии, коммуналка. Сегодня за пределами Харьковщины Великий Бурлук хорошо известен благодаря продукции местного сыродельного завода.
    В тихой заводи
    В тихой заводи
    Живописные берега реки Оскол
    Живописные берега реки Оскол
    Последний пункт нашего путешествия - Двуречанский район - один из живописнейших уголков Харьковщины. На его территории находятся восемь ботанических и шесть энтомологических заказников местного значения. Здесь произрастают 400 видов растений, в том числе 44 редких. С ними связан не менее интересный комплекс насекомых - около 150 видов, и ряд позвоночных животных, занесенных в международные Красные списки и Красную книгу Украины. По территории района протекает река Оскол, на правом берегу которого сохранились уникальные меловые отложения. Ныне ведутся работы по созданию в этих местах национального парка.
    Поселок был основан как пограничный сторожевой пост в 1660-е годы в междуречье рек Оскол и Нижней Двуречной, что и дало название поселению. Сегодня это один из районных центров Харьковщины.
    Кстати, из Харькова в Двуречную также можно попасть с помощью нового вида транспорта - рельсового автобуса, который ежедневно отправляется с Южного вокзала до ст. Тополи. В 2005 г. на Харьковщине впервые в Украине был введен этот новый вид транспорта, позволяющий перевозить пассажиров на малозадействованных пригородных маршрутах. В мае 2005 г. в честь 160-летия со дня рождения Нобелевского лауреата Ильи Ильича Мечникова (1845-1916) в пос. Двуречная был открыт памятник выдающемуся ученому-биологу (скульптор - С. Ястребов).
    Рельсовый автобус на перроне Южного вокзала
    Рельсовый автобус на перроне Южного вокзала
    Памятник И. И. Мечникову в Двуречной
    Памятник И. И. Мечникову в Двуречной
    И. И. Мечников родился в с. Ивановка вблизи Купянска. Вскоре семья переехала в с. Панасовка (сейчас - с. Мечниково Двуречанского района). В 1864 г. И. И. Мечников закончил естественное отделение физико-математического факультета Харьковского университета, и с 1870 г. по 1882 г. преподавал в Новороссийском университете. В 1886 г. вместе с Н. Ф. Гамалией основал в Одессе первую в России бактериологическую станцию, ныне - Одесский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. И. И. Мечникова. В 1887 г. И. И. Мечников выехал за границу, в Париж, где до последних дней жизни руководил лабораторией при Пастеровском институте, с 1905 г. был заместителем директора этого института.


    
    Контактная информация   Наши партнеры   Размещение рекламы
      © "Золотые страницы" 2010
      © Торговая марка «Все про Харків»
      Недвижимость Харькова
      © LotusSoft
    Ленты конвейерные со склада. Всегда рады Вам помочь. Для Вас большой выбор услуг. . Поставляем новые и бу автозапчасти автозапчасти Ровер с Европы.
    build_links(); ?>