Новая версия сайта ->>>
Страницы историиЭкскурсии по городуЭкскурсии по областиПолезная информацияПроживаниеСфера услугПокупкиОтдых и досугВсе про Харьков




 

Площадь Розы Люксембург

    Университетской горки открывается вид на площадь Розы Люксембург, которая возникла во второй половине XVII века и в разное время называлась Лобной, Народной, Торговой, Павловской.
    Павловская пл. Нач. ХХ в.
    Павловская пл. Нач.
    ХХ в.
    Здесь проводились Покровская и Успенская ярмарки. На площади находился верстовой столб - каменный обелиск, увенчанный металлическим двуглавым орлом и имеющий надписи, которые указывали расстояние от Харькова до других губернских городов. Тут зачитывали правительственные указы и проводили публичные наказания. Достопримечательностью площади был и почтовый двор, расположенный на юго-восточном углу Университетской улицы, неподалеку от верстового столба и лобного места. В XIX веке площадь застроили одно# и двухэтажными зданиями преимущественно торгового назначения, среди которых особо выделялся большой магазин купца Павлова, позже переоборудованный в гостиницу В годы Великой Отечественной войны это здание было разрушено.
    Крестьянский дом
    Примечательно здание, расположенное на площади Розы Люксембург, 4. Построенное в 1912 году по заказу земства архитектором Б. Корнеенко в стиле украинского модерна и называвшееся Крестьянским домом, оно служило гостиницей для приезжих, имело столовую, помещения для занятий и др. В настоящее время здесь находится Харьковское городское бюро технической инвентаризации. Фасад здания украшает помещенный в нише барельеф Т. Шевченко; другие детали декоративной отделки, к сожалению, утрачены.
    Крестьянский дом. Нач. ХХ в.
    Крестьянский дом.
    Нач. ХХ в.
    Следует особо отметить, что стиль украинского модерна, в котором выполнено здание Крестьянского дома, в Харькове на рубеже XIX и ХХ вв. (период национального возрождения) был необыкновенно популярен, к нему обращались даже архитекторы, отстаивающие другие эстетические позиции. Центром, консолидирующим поиски зодчих, стал архитектурно художественный отдел литературного кружка под руководством художника С. Васильковского. Архитекторы и художники, работающие в национальном стиле, взяли за основу мягкость и пластичность очертаний самой обычной сельской хаты, ориентируясь на традиции народного зодчества не только Харьковщины, но и других областей - в частности Волыни и Подолья.
    Наряду с работой по защите памятников старины, художники и архитекторы сосредоточили основное внимание на вопросах современного строительства и архитектуры, проведении ряда проектных конкурсов. Членами отдела были возведены школы и жилые дома, промышленные и транспортные сооружения, разработаны эскизы внутренних украшений зданий и монументальных росписей.
    Особую оригинальность этим зданиям придают необычные формы карнизов, живописность объемов и масс. В Харькове около двадцати таких домов, больше, чем в любом другом городе Украины (так называемый дом Бойко на ул. Мироносицкой, 44; дом на ул. Полтавский Шлях, 46 и др.). Тем самым наш город органично вливается в контекст европейской архитектуры, где это направление получило наибольшее распространение на рубеже веков.
    В 2001 г. композицию площади дополнила триумфальная колонна, посвященная 10#летию Независимости Украины (авторы - скульптор А. Ридный, архитектор Н. Спасов).
    Центральный универмаг
    Миновав здание Центрального универмага, построенное в 1932 г. архит. А. Линецким (реконструкция - архит. М. Мовшович, 1954 г.; пл. Розы Люксембург, 1/3), окажемся среди интереснейших зданий - подлинного украшения Харькова. История их появления относится к концу ХІХ - началу ХХ вв. В это время наш город превратился в крупный промышленно#торговый центр Российской империи, чему способствовало его выгодное экономико-географическое положение - близость к каменному углю Донбасса и железной руде Криворожья. Именно тогда в городе создавалась мощная промышленная база. Иностранные предприниматели активно инвестировали промышленность Украины, заключали концессии, создавали акционерные общества и компании.
    В архитектурно-композиционном отношении это выразилось в создании новых для отечественного градостроения типов зданий: железнодорожный вокзал, универсальный магазин, банк, ломбард, доходный дом и т. д. Возведенные в основном на Сумской, ставшей главной улицей города, и на Николаевской площади (пл. Конституции), эти сооружения образовали своеобразный "сити" Харькова, его бизнесцентр. Авторами проектов этих зданий были талантливые петербургские архитекторы: Р. Голенищев, Ф. Лидваль, Н. Веревкин, И. Претро, Р. Генрихсен, А. Дмитриев, Д. Ракитин, Н. Васильев, А. Ржепишевский и др.
    Вид на пл. Розы Люксембург и здание ЦУМа. 30-е годы ХХ в.
    Вид на пл. Розы Люксембург и здание ЦУМа.
    30-е годы ХХ в.
    Вид на пл. Розы Люксембург и здание ЦУМа. 30-е годы ХХ в.
    Вид на пл. Розы Люксембург и здание ЦУМа.
    30-е годы ХХ в.
    Бывший Купеческий банк и гостиница «Астория»
    Бывший Купеческий банк и гостиница «Астория»
    Бывший Купеческий банк и гостиница "Астория"
    Среди зданий, возведенных ими, - бывший Купеческий банк и гостиница "Астория" на площади Розы Люксембург, 10 (архит. Н. Васильев и А. Ржепишевский, 1910-1913), ныне - Проминвестбанк. Этот уникальный памятник архитектуры (одно из первых в городе многоэтажных зданий с железобетонным каркасом) - яркий образец северного модерна. Необычный ритм полукруглых эркеров разной высоты, ограниченный косыми линиями массивного фронтона, необычная форма кровли с мансардой, гранитные квадры кладки придают сооружению романтический характер.
    Художественную выразительность постройки подчеркивают прекрасно выполненные крупные маски над дверями, мощные атланты и необычные фигуры по бокам входов. В нижних этажах огромного сооружения размещался Купеческий банк, в средних - конторские помещения, в верхних - гостиница.
    Дворец труда
    На противоположной стороне площади, занимая целый квартал, возвышается большое даже по нынешним меркам здание - Дворец труда (бывший доходный дом Всероссийского страхового общества "Россия"; архит. И. Претро, 1916 г.). Это один из доходных домов (этот тип зданий получил широкое распространение в Харькове), где сочетались жилые и торговые помещения. Такие постройки располагались на торговых площадях и улицах, к ним ведущих, зачастую играя формообразующую роль. Дом страхового общества "Россия" замыкал западную сторону бывшей Николаевской площади (пл. Конституции, 1) и определял масштаб застройки следующей за ней Павловской (пл. Розы Люксембург).
    Дворец труда
    Дворец труда
    Шестиэтажное трапециевидное здание в стиле неоклассицизма наряду с лицевыми имело два корпуса, которые группировались вокруг внутренних дворов. Жилые помещения верхних этажей получили коридорносекционную планировку, лестничные клетки были удобно расположены в углах и посредине каждого из корпусов в боковых дворах. В центральном дворе, вокруг которого намечались помещения пассажа, не было входов на лестницы. Центральный двор также обеспечивает сквозной проход на улицу Квитки-Основьяненко.
    Функциональное назначение здания почти не изменилось; в нижних этажах - торговые помещения, в верхних - областные советы профсоюзов, правления научно#технических обществ, офисные помещения.
    Дворец труда связывает две площади - Розы Люксембург и Конституции. На последней были сосредоточены практически все финансово#банковские учреждения города.


    
    Контактная информация   Наши партнеры   Размещение рекламы
      © "Золотые страницы" 2010
      © Торговая марка «Все про Харків»
      Недвижимость Харькова
      © LotusSoft
    Салоны Красоты: услуги салонов красоты. Свадебный салон Астория Стиль.
    build_links(); ?>