Новая версия сайта ->>>
Страницы историиЭкскурсии по городуЭкскурсии по областиПолезная информацияПроживаниеСфера услугПокупкиОтдых и досугВсе про Харьков




 

Улица Сумская (часть I)

    Эта так называемая нагорная часть города занимает центральное положение на возвышенности между реками Харьковом и Лопанью, по бокам она окружена живописными склонами: с востока - Журавлевскими, с запада - Клочковскими. У подножия склонов протянулись равнинные пойменные площадки.
    Застраивалась нагорная часть поэтапно. В конце XVII века началось освоение участков, расположенных между площадями Конституции и Театральной. В конце XVIII - начале XIX века застройка распространилась до нынешней улицы Иванова, а в конце XIX - начале XX века - до улицы Маяковского. Продольные улицы, расположенные с восточной стороны от Сумской (Чернышевская, Артема, Пушкинская), формировались на протяжении XIX-XX веков. Территория к западу от Сумской (Рымарская и Клочковская улицы) застраивалась с XVII века. Поперечные улицы делят этот район на сравнительно небольшие кварталы. Исторически сложившаяся планировка в основном сохранена и сегодня. С годами были ликвидированы тупики, замощены дороги и тротуары, вдоль улиц посажены деревья. В нагорном районе находятся многочисленные административные здания, научно#исследовательские и проектные институты, высшие и средние специальные учебные заведения, театры, кинотеатры и дома культуры, жилые постройки, сады и парки. Облик застройки участков, близких к центру города, в основном определяют дома, архитектура которых отличается характерным для конца XIX - начала ХХ века разнообразием стилевых направлений.
    Улица Сумская с высоты птичьего полета
    Улица Сумская с высоты птичьего полета
    Улица Сумская. Конец XIX в.
    Улица Сумская.
    Конец XIX в.
    Начало Сумской улицы. Нач. ХХ в.
    Начало Сумской улицы.
    Нач. ХХ в.
    Сумская улица - одна из главных в городе. Она связывает площадь Конституции с площадью Свободы и продолжается до Белгородского шоссе.
    Улица возникла одновременно с Харьковской крепостью как дорога на Сумы. Интенсивная застройка улицы началась в первые годы ХІХ века, после прокладки шоссейной дороги между Харьковом и Курском, по которой открылось движение почтово#пассажирских дилижансов на Москву. Одна из живописных иллюстраций этого пути - ранняя картина нашего земляка Г. Семирадского "На почтовой станции".
    Улица, как и весь Харьков первой пол. ХІХ века, сохраняла черты сельского уклада ее жителей - строились в основном деревянные и глинобитные дома, крытые соломой. Наверное, это зрелище не было удручающим - живописность быта, вечный восторг чужеземцев перед беленькими хатками Украины запечатлены во многих путевых записках и воспоминаниях. Но положение губернского города обязывало, и когда в 1831 году был составлен "План губернского города Харькова с его окрестностями", дальнейшее строительство на Сумской, как и на других центральных улицах, было упорядочено. Разрешалось строить только каменные дома по так называемым "образцовым" проектам, утвержденным специальным строительным комитетом. Во второй пол. ХІХ века архитектурный облик улицы изменился в связи с ростом Харькова как крупнейшего финансово#промышленного центра, о чем мы уже упоминали при характеристике зданий на площади Конституции. На Сумской и в центральной части поднялись многоэтажные дома, респектабельные здания различных фирм, контор, торговых заведений, особняки чиновников, купечества, научной элиты города. Архитектурный облик улицы, отражающий смену стилей на протяжении полутора веков, характерен единым масштабом плотной фронтальной застройки, в которую органично вписались здания, возведенные намного позже.
    Здание Русско-Азиатского банка
    Западную сторону Сумской улицы открывает массивное здание бывшего Русско-Азиатскогобанка (архит. О. Мунц, А. Шпигель, 1910 г.), построенное в стиле модерн по проекту петербургских зодчих.Его фасад украшают две фигуры, выполненные по эскизам скульптора В. Кузнецова. Здание интересно тем, что кроме банка, расположенного на нижних этажах (внутри здания сохранился бывший операционный зал банка с восьмигранными колоннами, облицованными камнем), здесь находились другие организации, не связанные с финансовой деятельностью. Так, на верхних этажах размещались Высшие женские медицинские курсы. Четырехэтажное здание было удачно над строено на один этаж в 1925-1926 гг.
    Бывший Русско-Азиатский банк
    Бывший Русско-Азиатский банк
    Дом с рестораном «Пузата хата»
    Дом с рестораном «Пузата хата»
    После революции здание принадлежало Наркомату финансов, затем медицинскому институту, а с 1956 г. - ВНИИ-чермет. Сейчас здесь находятся различные учреждения и организации.
    Дом № 2 c рестораном "Пузата хата"
    Трехэтажный угловой дом № 2 по ул. Сумской (предположительно, архит. Б. Михаловский, конец ХІХ в.) отличается обилием мелких членений и пластичных архитектурных деталей в стиле французского ренессанса ХVI-XVII веков: этажи разделяются тягами, стены обработаны рустом, над карнизом возвышаются окна-люкарны. В нижнем этаже дома находится ресторан быстрого питания "Пузата хата".
    Дом с кинотеатром "1-й Комсомольский" ("Ампир")
    Примером совмещения жилого дома и кинотеатра является здание по Сумской, 5 - бывший доходный дом с некогда фешенебельным кинотеатром "Ампир" (архит. А. Горохов, 1913 г.). Фасад этого шестиэтажного дома (сооруженного на средства большого любителя кинематографа Харитонова, открывшего в 1907 г. первую в Харькове прокатную контору кинофильмов) украшен большими проемами, четырьмя женскими скульптурами по бокам окон второго этажа. Особого внимания заслуживает кинотеатр "Ампир" - лучший из 20 кинотеатров, насчитывавшихся в Харькове к 1917 году. После революции он был переименован в "1-й Комсомольский", и это название сохранялось до недавнего времени. Основной зал кинотеатра помещался на первом этаже, находившееся над ним фойе было перестроено в 1954 году во второй зал, тогда же с правой стороны к зданию был пристроен жилой дом завода "Серп и Молот".
    Бывший доходный дом с кинотеатром «Ампир»
    Бывший доходный дом с кинотеатром «Ампир»
    Дома № 4, 6
    На противоположной стороне улицы находятся дома № 4 и 6, возведенные в конце ХІХ в. по проектам Б. Покровского в традициях историзма - неоренессанса и необарокко. Дом № 6 позже был капитально реконструирован по проекту Б. Корнеенко, придавшего ему типичные черты стиля модерн. На угловом участке вместо снесенных домов № 8 и № 10 возводится торговоофисный центр.
    Здание городского драматического театра. Нач. ХХ в.
    Здание городского драматического театра.
    Нач. ХХ в.
    М. Кропивницкий
    М. Кропивницкий
    Лесь Курбас
    Лесь Курбас
    Н. Ужвий
    Н. Ужвий
    Государственный академический украинский драматический театр им. Т. Шевченко
    Украшением этой части улицы является здание Государственного академического украинского драматического театра им. Т. Шевченко (ул. Сумская, 9). Оно было построено в 1841 году первым городским архитектором Харькова А. Тоном, и тогда считалось одним из лучших театральных зданий провинциальной России. В 1883 г. его капитально перестроил архитектор Б. Михаловский, придав фасаду черты французского ренессанса. Об истории театра следует рассказать подробнее. Первые театральные представления, показанные любительской труппой в Харькове, относятся к 1770 году, а постоянный городской драмтеатр был основан в 1812 году. Первым его директором был уже упомянутый нами выдающийся украинский драматург и писатель Г. Квитка-Основьяненко. Именно он пригласил в Харьков из Курской губернии Михаила Семеновича Щепкина - тогда еще молодого крепостного актера. М. Щепкин проработал в Харькове с перерывами 5 лет (с 1816 по 1821 г.), впоследствии, уже будучи знаменитым, не раз играл в харьковских спектаклях, в последний раз - в 1850 году. В 1860 на спектакль "Бедность не порок" приехал автор пьесы, драматург А. Островский.
    В этом здании также выступали корифеи украинского театра Н. Садовский, П. Саксаганский, М. Заньковецкая; в 1900-1910 гг. работал известный украинский драматург, актер и режиссер М. Кропивницкий, живший в загородном имении "Затышок". На гастроли в Харьков из-за рубежа приезжали всемирно известные актеры Сара Бернар (1892 г.), Элеонора Дузе (1891 г.), Э. Росси (1890 г.), дважды побывал здесь знаменитый актер Айра Олдридж, чей характерный облик хорошо известен по портрету, выполненному его другом, Тарасом Шевченко. Гастролировали также московские театры, знаменитая труппа режиссера В. Мейерхольда, киевский театр К. Марджанова. Харьковские зрители восторгались игрой М. Ермоловой (1893 г.), А. Мартынова, звезд Александринского театра и кумиров петербургской публики М. Савиной и П. Стрепетовой (1892 г.). С 1910 по 1926 год в театре работал выдающийся актер и антрепренер Н. Синельников, ставивший пьесы современного и классического репертуара. Вокруг театра группировался цвет украинской культуры - поэты и писатели П. Тычина, Ю. Яновский, М. Кулиш, Ю. Смолич, театральные художники#авангардисты В. Меллер, А. Петрицкий и другие выдающиеся деятели искусства, проживавшие тогда в столичном Харькове.
    На фасаде здания - мемориальная доска, посвященная замечательному режиссеру#новатору Лесю Курбасу, который основал в 1922 г. украинский драматический театр "Березіль" (в 1922 г. - Киев; с 1926 г. - Харьков) и руководил им до 1933 года. Название театра происходит от древнерусского "березоль", что означает "зеленая береза". Это творческая находка Леся Курбаса.
    В труппу входили замечательные актеры - А. Бучма, В. Чистякова, Н. Ужвий, И. Гирняк и другие. Еще одна мемориальная доска посвящена выдающемуся актеру современности, любимцу миллионов кинозрителей - актеру Леониду Быкову, окончившему в Харькове театральный институт и работавшему здесь. В здании театра в 1920-1930 гг. выступали Владимир Маяковский, Анри Барбюс, Теодор Драйзер, Анна Зегерс. Сейчас Харьковский государственный академический драматический театр им. Т. Шевченко - один из лучших в Украине, его постановки неизменно пользуются успехом на престижных международных фестивалях и театральных форумах.
    Театральная площадь
    Напротив театра - Театральная площадь, которая образовалась на рубеже XVIII и XIX веков на месте бывших земляных оборонительных укреплений. Свое название площадь получила в начале XIX века, когда был открыт городской драматический театр, а в 1876 г. здесь был заложен сквер Восточный край его выходит на площадь Поэзии, где в 1904 году был открыт первый в Украине памятник А. Пушкину, а через 5 лет на противоположной стороне сквера - памятник Н. Гоголю (они созданы скульптором Б. Эдуардсом).2_15.gif
    Сквер на Театральной площади
    Сквер на Театральной площади
    Проект Театра массового музыкального действа
    Проект Театра массового музыкального действа
    Государственный банк
    Монументальное здание Государственного банка в стиле флорентийского ренессанса занимает ответственное в градостроительном отношении место на углу Театральной площади. Возведенное по проекту петербургского архитектора Р. Голенищева в 1897-1900 гг., первоначально оно имело два этажа. В 1932 г. здание надстроили по проекту академика архитектуры А. Бекетова и архитектора В. Пети, сохранив общий стилевой характер сооружения. Надстройку производили с помощью впервые примененного метода наращивания стен под крышей, которую поднимали домкратами по мере кладки стен. Здание, построенное для государственного банка, и сейчас используется по своему функциональному назначению.
    Дом № 13, № 15
    В этой части Сумской многоэтажные доходные дома чередуются с невысокими зданиями. В доме № 13, построенном по проекту архитектора А. Бекетова, помещалась типография газеты "Южный край", рядом находится трехэтажный дом № 15, построенный в конце ХІХ в. и обильно украшенный лепниной в стиле французского ренессанса.
    Бывший доходный дом страхового общества "Саламандра"
    За ним - одно из красивейших зданий города - бывший доходный дом страхового общества "Саламандра".
    Дом сооружен по конкурсному проекту известного петербургского архитектора Н. Веревкина в 1914-1915 гг. для страхового общества "Саламандра", которое было основано в Петербурге в 1848 году и владело доходными домами в нескольких городах России. Харьковское отделение общества занималось страхованием от пожаров. Символ организации - саламандра (небольшая ящерица, согласно средневековой легенде, обладающая способностью жить в огне), скульптурное изображение которой размещено на угловой части здания.
    Бывший доходный дом страхового общества «Саламандра»
    Бывший доходный дом страхового общества «Саламандра»
    Фасады отличаются четкой системой членений, совершенством пропорций и пластикой архитектурных украшений, выполненных по античным образцам, т. к. основным требованием заказчика были "спокойные и солидные фасады, без модерна и декаданса". Парадный внутренний двор - курдонер - совпадает по своей оси с расположенным напротив зданием (ул. Сумская, 20). Дом был оснащен прогрессивными для начала XX века видами инженерного оборудования: лифтами, мусоропроводами, внутренними водостоками с крыш.
    Бывший доходный дом страхового общества «Жизнь»
    Бывший доходный дом страхового общества «Жизнь»
    Вскоре после революции здесь разместили учреждения, подчиненные ВСНХ УССР, и он стал называться Домом трестов. Полторы тысячи служащих работали в этом здании, а затем были переведены в Госпром.
    Бывший доходный дом страхового общества "Жизнь"
    Фасад следующего трехэтажного дома по Сумской, 19 (бывший доходный дом страхового общества "Жизнь") оформлен с "набором всевозможных ренессансов" - так насмешливо писали историки искусства об эклектике (т. е. смешении разных стилей и разных эпох) - тут и ренессансные львиные маски, и суровые мужи в шлемах, и кокетливые женские головки.
    Радиотехнический техникум
    Напротив этого дома под № 18-20 возвышается здание, построенное для Совета съезда горнопромышленников Юга России (архит. Б. Михаловский, 1902 г.; архит. С. Загоскин, И. Загоскин, 1907 г.). О предназначении дома свидетельствуют овальные скульптурные медальоны с обеих сторон центрального входа с изображением орудий труда горнодобывающей отрасли. Парадный облик здания, выдержанного в духе французского ренессанса XVI и XVII веков, дополнен скульптурными элементами - картушами, венками. Стилизованные женские фигуры - кариатиды - обрамляют арочные оконные проемы второго этажа.
    В 1911 году воздухоплавательный отдел Харьковского отделения Русского технического общества провел в этом здании первую в Украине авиационную выставку, на которой демонстрировались самолеты разных систем, в том числе построенные харьковским авиаконструктором С. Гризодубовым. С 1936 года здесь находилась Промышленная академия, в послевоенный период - авиационный институт. Сейчас здание занимает Радиотехнический техникум.
    Бывший доходный дом на Сумской, 26
    Среди ряда домов этого квартала, построенных на рубеже ХІХ и ХХ веков, особо выделяется нетрадиционностью архитектурного решения бывший доходный дом на Сумской, 26, возведенный в стиле модерн по проекту А. Гинзбурга в 1910 году. Из общего фона этот дом выделяют мягкость и пластичность очертаний, применение оригинальных декоративных элементов: овального очертания эркеров и перемычек над группами узких оконных проемов, карнизов, оканчивающихся спиралями волют.
    Радиотехнический техникум
    Радиотехнический техникум
    С. Гризодубов
    С. Гризодубов
    Бывший доходный дом по ул. Сумской, 26
    Бывший доходный дом по ул. Сумской, 26
    Эти же стилистические поиски в различной степени нашли отражение в архитектуре многих других зданий Харькова, построенных в это время на Сумской. За небольшим домиком № 21, в котором помещается современное кафе "Коники", совсем недавно сменившее любимую харьковчанами "Вареничную" (архит. И. Гинш, конец ХІХ в.), и жилым домом начала ХХ в. с аптекой на углу удобнее свернуть налево, чтобы, вернувшись к площади Конституции, осмотреть параллельные Сумской ул. Рымарскую, а затем ул. Гоголя, тоже представляющие определенный интерес.


    
    Контактная информация   Наши партнеры   Размещение рекламы
      © "Золотые страницы" 2010
      © Торговая марка «Все про Харків»
      Недвижимость Харькова
      © LotusSoft
    build_links(); ?>