Новая версия сайта ->>>
Страницы историиЭкскурсии по городуЭкскурсии по областиПолезная информацияПроживаниеСфера услугПокупкиОтдых и досугВсе про Харьков




 

Улица Совнаркомовская

    От станции метро "Архитектора Бекетова" повернем на одну из наиболее привлекательных улиц города. Возникшая на рубеже XVIII и XIX веков, она в разное время называлась Старокладбищенским, Касперовским, Мироносицким переулком. Здесь сложился уникальный по красоте ансамбль построек XIX - нач. XX в., четыре из которых возведены А. Бекетовым. В начале улицы высятся несколько многоэтажных зданий, но большинство домов составляют бывшие особняки. Этот тип жилого здания был очень популярен в Харькове конца ХІХ века. В нем проявились современные представления о комфорте и уюте, жизненных потребностях и вкусах нового заказчика - буржуазии, а возросшие технические возможности позволяли превратить этот тип зданий в более комфортное и удобное жилище по сравнению с предшествующими дворянскими усадьбами. Особняки отличались большим разнообразием стилистики архитектурных форм и объемно-пространственных композиций. Планировка особняка, его фасад был визитной карточкой владельца, отражая его жизненный уклад, потребности и вкусы. Стремясь создать максимум удобств и комфорта, по-разному освещая и ориентируя комнаты, архитекторы применяли специфические приемы в решении парадной и жилой части особняков. Это отражалось в размерах помещений и их местоположении, различных по форме и положению окон, устройстве галерей, балконов, лоджий, бельведеров и башен.
    Бывший особняк Алчевских (ныне Дворец культуры УВД Харьковской области)
    Бывший особняк Алчевских
    (ныне Дворец культуры УВД Харьковской области)
    А. Алчевский
    А. Алчевский
    Бывший особняк по Совнаркомовской № 13
    Кварталы нарезались на небольшие участки, и особняки, расположенные по красной линии улицы, часто сливались в сплошной ряд. И только в некоторых случаях здания ставились с небольшим отступом от улицы, а линия квартала отмечалась металлической оградой. Таков бывший особняк по Совнаркомовской под № 13 (архит. А. Бекетов, 1893 г.), принадлежавший крупнейшему промышленнику и финансисту А. Алчевскому и его супруге - известной просветительнице Х. Алчевской. Дом окружал сад, в котором в 1899 г. был установлен первый в мире памятник Т. Шевченко (скульптор В. Беклемешев, руководитель скульптурной мастерской петербургской Академии художеств). Вначале Алчевский планировал установить памятник в городском саду, но власти отклонили этот проект, и памятник остался в усадьбе. После банкротства А. Алчевского и его смерти семья была вынуждена продать особняк, новый владелец которого не хотел иметь в своей усадьбе памятник опальному поэту. И поэтому он долгое время хранился в семье Алчевских. Сегодня памятник можно увидеть в Национальном музее Т. Шевченко (г. Киев).
    Здание построено по образцу итальянских загородных вилл эпохи позднего Ренессанса и первоначально со всех сторон было окружено открытыми террасами. Сохранившиеся парадные интерьеры отличаются гармоничностью пластического оформления в формах позднего классицизма. В 1921 г. здесь был открыт клуб чекистов, где неоднократно выступали Ф. Дзержинский, А. Макаренко. В 1945 г. к внутренней стороне особняка был пристроен зрительный зал. Ныне в особняке располагается Дворец культуры УВД Харьковской области, состоящий из целого комплекса организаций, среди которых - Музей истории УВД в Харьковской области. На территории ДК в 1995 г. установлен памятник милиционерам, погибшим в борьбе с преступностью (архит. С. Чечельницкий, скульпт. А. Ильичев), а в 1997 г. - часовня Архистратига Божия Михаила (архит. В. Новгородов).
    Особняк по ул. Совнаркомовской, 11
    Особняк по ул. Совнаркомовской, 11, принадлежавший Ивану Егоровичу Игнатищеву - почетному гражданину Харькова, собственнику крупного пивоваренного завода "Россия", также построен по проекту А. Бекетова (1913 г.). П-образное в плане здание имеет асимметричное композиционное построение. Его внешний облик определяется сочетанием художественных приемов ренессанса и модерна. Над перекрытым аркой центральным входом размещается большой оконный проем, который освещает парадную лестницу. Проем имеет сочное пластическое обрамление с использованием трехчетвертных колонн ионического ордера и лепных скульптурных деталей. Элементами оригинального оформления являются керамические многоцветные заполнения в интерколумниях аркад, которые обрамляют оконные проемы второго этажа. Эта глазурованная керамика, вероятно, была изготовлена на Полтавщине, а лепное обрамление - на скульптурном предприятии К. Пещинского и Рихи в Харькове. В оформлении интерьера, как и в подавляющем большинстве бекетовских сооружений, использованы любимые архитектором мотивы древнегреческой классики. Особенно это ощутимо в парадном холле со ступенями на второй этаж, перекрытом вверху кассетным коробным сводом. На уровне второго этажа, со стороны центрального входа, расположен витраж, своеобразно "уравновешенный" на площадке напротив декоративным лепным ризалитом с карнизом, украшенным вазонами и гирляндами. Металлические перила парадных ступеней в виде пальмет. Изразцы с изображением гирлянд овощей и фруктов с геометрическими узорами украшают стены над парадными ступенями, облицованными плиткой.
    Этот дом принадлежал Игнатищевым недолго: в 1917 году его продали коммерсанту Левицкому, после революции особняк национализировали, а в 1931-1932 гг. здесь была размещена коллекция картин Т. Шевченко. 25 марта 1944 года на основе коллекции Государственной картинной галереи, которая возвратилась из эвакуации, был создан Государственный музей украинского искусства, впоследствии он еще дважды переименовывался: Харьковский государственный музей изобразительного искусства (1949 г.), Харьковский художественный музей (1965 г.).
    Бывший особняк И. Игнатищева (ныне Харьковский художественный музей)
    Бывший особняк И. Игнатищева
    (ныне Харьковский художественный музей)
    И. Игнатищев
    И. Игнатищев
    И. Айвазовский. Гурзуф. 1859
    И. Айвазовский.
    Гурзуф. 1859
    И. Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану. 1889-1896
    И. Репин. Запорожцы пишут письмо турецкому султану.
    1889-1896
    О. Литовченко. Итальянский посланник Кальвуччи рисует любимых соколов царя Алексея Михайловича. 1889
    О. Литовченко. Итальянский посланник Кальвуччи рисует любимых соколов царя Алексея Михайловича.
    1889
    С. Васильковский. Казачья левада. 1893
    С. Васильковский.
    Казачья левада. 1893
    Харьковский художественный музей
    Его коллекция по праву считается одной из ценнейших в Украине. История этого уникального собрания художественных произведений ведет свое начало от 1805 года - времени приобретения В. Каразиным для Харьковского университета 2477 графических листов западноевропейских мастеров. В это собрание входили произведения выдающихся художников ХVІ-ХVІІІ вв.: А. Дюрера, Х. Гольциуса, Л. Джордано, А. ван Дейка, Ф. Буше и др. В 1856-1958 гг. коллекция пополнилась дарами выпускника университета И. Бецкого - он пожертвовал более 500 произведений европейских живописцев ХVІ-ХVІІІ вв., в том числе И. ван Клеве, Ф. Фурини, Л. Мехуса, А. Сакки, П. да Кортона и др.
    По завещанию еще одного выпускника университета А. Алферова в 1873 году в музей поступило 50 картин нидерландских и голландских мастеров, а также 3000 произведений мастеров разных европейских школ. Произведения из этих коллекций, входившие в состав университетского Музея изящных искусств и древностей, сегодня являются основой отдела зарубежного искусства Харьковского художественного музея. В собрании отдела дореволюционного украинского и русского искусства, формирование которого началось во ІІ половине ХІХ века и связано с деятельностью Харьковского городского художественно-промышленного музея (см. стр. 22), представлены уникальные украинские иконы ХVI-XVIII вв., произведения А. Лосенко, В. Боровиковского, Д. Левицкого, И. Айвазовского, И. Шишкина, В. Поленова, В. Васнецова, В. Орловского, П. Мартыновича, С. Васильковского, П. Левченко, М. Беркоса, М. Пимоненко, С. Светославского, И. Репина, В. Сурикова, А. Мурашко, С. Жуковского, Г. Нарбута и др.
    Несмотря на многочисленные реорганизации 20-30-х гг., картинная галерея накануне Великой Отечественной войны насчитывала около 75 тыс. экспонатов и считалась одной из лучших в СССР. При этом, однако, она не была включена в план эвакуации, в результате чего удалось эвакуировать лишь самые ценные экспонаты (4,7 тыс единиц). Именно они, а также полотна, найденные в руинах галереи, составили основу послевоенного музея, который, несмотря на невосполнимые потери, вновь обретает известность и популярность. В 1970-х годах музей пополнился коллекциями А. Подкопая, М. Фрадкина, Е. Шпектор. 1986 год ознаменован передачей Харьковскому художественному музею помещения для выставочного зала (ул. Совнаркомовская, 9) и присоединением Пархомовского историко-художественного музея (Краснокутский р-н). Этот музей, созданный в 1955 году школьным учителем А. Луневым, обладает уникальной коллекцией произведений изобразительного, декоративноприкладного искусства, памятников археологии и истории. В его собрании старинные иконы, произведения Т. Шевченко, И. Шишкина, К. Крыжицкого, Е. Архипова, А. Бенуа, С. Коненкова, В. Касияна и др.
    Также в помещении выставочного зала находится основанный в 1991 г. Музей народного искусства Слобожанщины, с 1994 года - филиал Харьковского художественного музея. В фондах МНИС хранятся редкие образцы вышивки, керамики, резьбы по дереву, народной живописи. Филиал работает в теснейшем контакте с Харьковской организацией Национального союза мастеров народного искусства Украины и известен как пропагандист народного творчества.

    Сегодня фонды головного Харьковского художественного музея насчитывают более 23 тыс. экспонатов западноевропейской, украинской, русской живописи, графики XV-XX столетий, уникальные изделия мастеров Индии и Дальнего Востока. Музей ведет активную экспозиционно-выставочную деятельность, проводя ежегодно более 40 выставок как из своих фондов, так и организованных совместно с другими музеями, творческими союзами Украины, с посольствами и культурными центрами других стран. За последние годы музей неоднократно экспонировал свои произведения в США, Германии, Польше, Финляндии, Литве. Значительное место в деятельности музея занимает научно-исследовательская работа по изучению самой коллекции, истории художественной жизни и творчества современных мастеров Харьковщины. Ежегодно в стенах музея проходят международные научные конференции. При музее работают лектории, проходят музыкальные и поэтические вечера, заседания творческих объединений и клубов. Значительная часть мероприятий проводится музеем на благотворительных началах. За последние годы музей стал одним из самых популярных культурных центров Харькова, ежегодно его посещают более 150 тыс. человек.
    Дом № 9
    Об уже упомянутом выше здании по Совнаркомовской улице, 9, построенном архитектором А. Бекетовым в 1896 г. для воскресной школы Х. Алчевской, следует рассказать отдельно.
    Созданная в 1862 г. школа располагалась вначале в доме Алчевских на Екатеринославской, а затем в здании приходского училища. В 1894 году Х. Алчевская купила у надворного советника И. Касперова землю, на которой к 1896 году было возведено здание женской воскресной школы, стоившее вместе с обстановкой 50 тыс. рублей. Половину этой суммы составил капитал, который образовался из акций, записанных А. Алчевским на воскресную школу при учреждении Земельного банка, вторую половину - 25 тыс. рублей внесла Х. Алчевская. Проект здания в формах ренессанса был выполнен академиком архитектуры А. Бекетовым бесплатно. При входе на первом этаже школы находился просторный холл для прогулок во время перерывов. Вокруг холла размещались пять классов и гардеробная для учителей. В воскресенье эти классы были заняты ученицами-подростками воскресной школы, а в будние дни в трех из них работала городская школа. На втором этаже располагались классы для взрослых учениц. Самая большая комната верхнего этажа была залом для бесед учителей с ученицами, для собраний и школьных праздников. Рядом с залом размещался музей наглядных пособий и ученическая библиотека. На антресолях находился кабинет врача, в полуподвале - раздевалка для учениц, помещение для сторожей и хозяйственные службы. В школу принимали девочек, которым исполнилось 10 лет, а также взрослых женщин. Младшие по возрасту зачислялись в "маленькую школу". Наряду с чтением, правописанием, арифметикой, Законом Божьим здесь преподавали географию, рисование, пение. За 50 лет творческой педагогической деятельности Х. Алчевской школу под ее руководством закончило около 20 тыс. человек.
    Х. Алчевская
    Х. Алчевская
    Бывшая воскресная школа Х. Алчевской (ныне выставочный зал Харьковского художественного  музея)
    Бывшая воскресная школа Х. Алчевской
    (ныне выставочный зал Харьковского художественного музея)
    Бывший особняк А. Бекетова (ныне Дом ученых)
    Бывший особняк А. Бекетова
    (ныне Дом ученых)
    Элементы росписи столовой в бывшем особняке А. Бекетова
    Элементы росписи столовой в бывшем особняке А. Бекетова
    А. Бекетов
    А. Бекетов
    С именем Христины Алчевской связано целое направление в области организации народной школы, а опыт и методика были представлены на Московской (1895) и Нижегородской (1896) выставках и получили высокую оценку. На Всемирной выставке в Париже 1889 года книга Х. Алчевской "Что читать народу?" имела большой успех. В 1890 году на конгрессе частной инициативы в деле народного образования в Париже Христину Даниловну избрали вице-президентом Международной лиги образования.
    Дом ученых
    На улице Совнаркомовской, под № 10, находится бывший особняк самого А. Бекетова, в котором ныне размещается Дом ученых. Этот особняк как яркий образец отечественной архитектуры был представлен в изданной в 1900-е годы "Всемирной истории архитектуры" Барановского. Особняк имеет асимметричное композиционное построение, продиктованное рациональным взаиморазмещением внутренних помещений. Его фасады решены в формах позднего ренессанса с широким использованием элементов античного зодчества. Парадный второй этаж оформлен пышными наличниками, богатым по пластике венчающим карнизом, полуколоннами ионического ордера. Своеобразие зданию придавала существовавшая ранее глубокая лоджия, покрытие которой поддерживали женские скульптуры - кариатиды. К сожалению, послевоенная реконструкция лишила Дом ученых угловой лоджии с кариатидами.
    Особого внимания заслуживают интерьеры здания, парадно оформленные лепниной и живописью. Сохранились росписи художников М. Пестрикова ("травчатый орнамент" в древнерусском стиле на теремных сводах и стенах столовой) и М. Уварова (живописный плафон в парадном зале). Интерьер парадной лестницы украшает витраж, выполненный в Германии по эскизам А. Бекетова (восстановлен в 1969 г. харьковскими художниками А. Прониным, Г. Тищенко), и даже мебель в доме создавалась по эскизам Алексея Николаевича.
    Дом ученых был открыт здесь в 1925 году, ныне организация объединяет около 2 тысяч научных работников города. Здесь работают научные секции, проводятся лекции, семинары, диспуты, концерты, консультации, устраиваются персональные выставки.


    
    Контактная информация   Наши партнеры   Размещение рекламы
      © "Золотые страницы" 2010
      © Торговая марка «Все про Харків»
      Недвижимость Харькова
      © LotusSoft
    build_links(); ?>