Новая версия сайта ->>>
Страницы историиЭкскурсии по городуЭкскурсии по областиПолезная информацияПроживаниеСфера услугПокупкиОтдых и досугВсе про Харьков




 

Привокзальная площадь

    Формирование площади завершилось в конце 60-х годов ХIХ века одновременно с открытием Курско-Харьково-Азовской железной дороги. Сейчас, глядя на величественные здания, фонтаны, цветники, трудно поверить, что когда-то на этом месте (так называемой Архиерейской леваде) было непросыхающее болото. Здесь и был сооружен в 1869 году архитектором А. Тоном первый из харьковских вокзалов. Однако со временем возникла необходимость реконструкции для разгрузки пассажирских потоков, прибывавших по Балашовской железной дороге. Перестройка и модернизация вокзала были начаты в 1896-1901 годах по проекту архитектора И. Загоскина и завершены архитектором Ю. Цауне.
    Здание харьковского вокзала. Нач. ХХ в.
    Здание харьковского вокзала.
    Нач. ХХ в.
    Железнодорожные пути близ харьковского вокзала. Конец XIX в.
    Железнодорожные пути близ харьковского вокзала.
    Конец XIX в.
    Вокзал Харьков-Пассажирский и Привокзальная площадь
    Вокзал Харьков-Пассажирский и Привокзальная площадь
    Главное здание вокзала Харьков-Пассажирский
    Оригинальность харьковского вокзала заключалась в том, что группа протяженных корпусов была выстроена вдоль проходящих поездных составов (береговой тип), в то же время на торец здания ориентировались четыре железнодорожных ветки, куда прибывали поезда, для которых город был станцией конечного назначения (тупиковый тип). Здание вокзала представляло собой сложный комплекс из двух Г-образных помещений, место соединения которых закреплял большой зал, увенчанный куполом. Вокзал был одним из самых больших в Российской империи - он имел семь крытых платформ. Однако, по мнению авторов путеводителя 1915 года, здание было не очень удобным: возникали трудности разделения прибывающих и убывающих пассажиров, т. к. выходы для них были общими. В основу планировки Привокзальной площади был положен принцип разделения. Массивное здание Управления ЮЖД делит площадь на соответствующие зоны: для отправления - перед входом в здание вокзала, для прибытия - со стороны улицы Полтавский Шлях.
    Главное здание вокзала, сегодня обрамляющее по всей длине западную сторону площади (архит. Г. Волошин, Б. Мезенцев, Е. Лимарь), сменило разрушенный в войну 1941-1945 гг. старый харьковский вокзал "Южный".
    Его основная часть сооружена в 1952 г. в характерном для того времени стиле: башнеобразные объемы, торжественный характер, десятиколонный портик. Особую нарядность ему придают отделка естественным камнем, бронзовым литьем, керамикой, архитектурной лепкой с использованием украинского орнамента.
    Памятник отуу Федору
    В 80-х годах ХХ в. здание вокзала достроили в сдержанных архитектурных формах, акцентировав при этом композицию высотным гостиничным корпусом, расположенным у подножия Холодногорского путепровода. В 90-х гг. на первой платформе был установлен интересный памятник герою "12 стульев" Ильфа и Петрова - отцу Федору, который отстал в Харькове от поезда, набирая в чайник воды. Так его и изобразил скульптор - догоняющего поезд с чайником в руках, - что вызывает массу добрых улыбок у харьковчан и гостей города. Скульптурные изображения еще трех персонажей этого бессмертного произведения - Кисы Воробьянинова, Эллочки-Людоедки и самого турецкоподданого Остапа Бендера - уютно расположились на ул. Петровского у кафе "Рио".
    Памятник герою Ильфа и Петрова — отцу Федору
    Памятник герою Ильфа и Петрова — отцу Федору
    15 июля 1968 года возле Южного вокзала был заложен первый ствол Харьковского метрополитена. Движение на ХолодногорскоЗаводском участке было открыто в августе 1975 года.
    Управление Южной железной дороги
    Управление Южной железной дороги
    Управление Южных железных дорог
    Посередине Привокзальной площади расположено монументальное здание в стиле неоклассицизма - Управление Южных железных дорог (архит. А. Дмитриев, Д. Ракитин, инж. П. Ротторт, 1912-1914 гг.). Его строительство было необходимо: до этого времени Центральное управление дороги размещалось в 19 наемных домах, что очень мешало слаженной работе отделов, - дорога была громадным хозяйством с дневным оборотом 62 млн. рублей.
    Управление ЮЖД стало одним из самых крупных зданий дореволюционного города. Четыре шестиэтажных корпуса с односторонними коридорами и рабочими комнатами обращались к площади и улице Александровской (ныне Красноармейская). Внутри еще два продольных и один поперечный корпус, в котором размещались зальные помещения. Полезная площадь - более 30 тыс. кв. м с шестью внутренними дворами. Высота помещений - 3,8- 4,3 м. Углы зданий скруглены в плане и завершены пологими куполами, а главный вход выделен спаренными колоннами и крупными арками. В особом корпусе был сооружен архив, выполненный из несгораемых металлоконструкций, на строительство которого ушло около 15 млн. шт. кирпича. Здание и сейчас восхищает своими пропорциями и размахом постройки.
    Здание бывшего Главпочтамта (ныне отделение связи № 52)
    С севера Привокзальную площадь замыкает здание бывшего Главпочтамта (отделение связи № 52). Интересно, что ранее это место упоминалось в планах для сооружения здания Госпрома. Построено здание тоже по конкурсному проекту (архит. А. Мордвинов, 1927-1929 гг.), в стиле конструктивизма с применением железобетонных конструкций, плоских крыш и ленточных окон. Динамизм композиции, функциональность здания обеспечили почтамту наряду со зданием Госпрома мировую известность.
    Бывший Главпочтамт
    Бывший Главпочтамт
    Жилой дом для работников ЮЖД
    Ансамбль Привокзальной площади с востока завершает монументальный "литерный" жилой дом для работников Южной железной дороги (архит. А. Бекетов, 1928 г.). Это семиэтажное здание-комплекс архитектор умело увязал с окружающей застройкой - напротив главного фасада вокзала возвышается лаконичный прямоугольный фасад с монументальными пилястрами на высоту всех этажей; второй корпус дома, стоящий напротив Управления ЮЖД, не только декорирован элементами ренессанса, но и завершается таким же, как и на Управлении, пологим куполом.
    Дворец культуры железнодорожников
    Дворец культуры железнодорожников
    Дворец культуры железнодорожников В районе вокзала станции Харьков-Пассажирский, в начале улицы Котлова (бывшая Большая Панасовская), расположен Дворец культуры железнодорожников (архит. А. Дмитриев, 1928-1932 гг.). Это здание стоит осмотреть для целостного представления о деятельности петербургско-ленинградской архитектурной школы, в частности, А. Дмитриева, ранее упоминавшегося нами в связи со строительством здания Управления ЮЖД. Дворец культуры железнодорожников - одно из лучших сооружений клубного типа того времени - также выполнен в духе конструктивизма.
    Композиция фасада отражает внутреннюю структуру здания и выполнена в виде пяти вогнутых поверхностей, напоминающих растянутые мехи гармони, к большому зрительному залу примыкает дугообразное фойе, торцовые стены украшают монументальные фрески народного художника РСФСР Е. Лансере (1875-1946 гг.).


    
    Контактная информация   Наши партнеры   Размещение рекламы
      © "Золотые страницы" 2010
      © Торговая марка «Все про Харків»
      Недвижимость Харькова
      © LotusSoft
    build_links(); ?>