Новая версия сайта ->>>
Страницы историиЭкскурсии по городуЭкскурсии по областиПолезная информацияПроживаниеСфера услугПокупкиОтдых и досугВсе про Харьков




 

Дорогами ратной славы

    На южной окраине Харькова, на мысе правого берега р. Уды находится интересный археологический памятник - Донецкое городище (проезд - по железной дороге до станции Карачевка или по симферопольской трассе до Покотиловки).
    Еще в XIX в. историки Н. М. Карамзин и В. В. Пассек высказали предположение, что Донецкое городище представляет собой остатки летописного города Донца. Впервые город Донец упоминается в Ипатьевской летописи 1185 г. в связи с рассказом о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославовича против половцев. Русичи потерпели поражение и князь Игорь, его брат и сын попали в плен. Бежав, князь 11 дней сначала на коне, затем пешком добирался от половецких веж до древнерусского города Донца. Упоминается этот город и в "Слове о полку Игореве". Первые археологические материалы были получены В. А. Городцовым во время раскопок, которые начались здесь в связи с подготовкой к XII Археологическому съезду в 1902 г.
    Памятный знак на территории городища
    Памятный знак на территории городища
    Дальнейшие археологические экспедиции позволили всесторонне исследовать этот многослойный памятник, в котором встречаются отложения различных археологических культур. В нижних слоях городища были обнаружены фрагменты керамики, кремниевые ножи, наконечники стрел, обломки шлифованных каменных топоров, относящиеся к бронзовому веку. Выше этого слоя залегали предметы скифского времени, принадлежавшие, по-видимому, земледельческому племени меланхленов. Именно в это время - в VI в. до н. э. - здесь были сооружены первые оборонительные укрепления. В VIII в. на этом месте возникло раннеславянское поселение, которое развивалось, прежде всего, как торгово-ремесленный центр. В Х веке оно подверглось нападению печенегов, но вскоре было восстановлено. Войдя во времена Святослава в состав Киевской Руси, поселение стало важным военно-оборонительным пунктом, постепенно превратившись в город Донец. Донец был сожжен монголо-татарами в 1239 г., однако жизнь на этих землях полностью не прекратилась. Некоторые археологические находки и упоминания о Донецком городище, которые встречаются в более поздних письменных источниках - "росписях сторожевых пунктов" времен Ивана IV Грозного и "Книге Большому Чертежу" 1627 г. подтверждают, что еще в XIV веке здесь находилось какое-то поселение. По мнению современных археологов, Донецкое городище постепенно переросло в Харьковское и дало начало современному Харькову.
    Донецкое городище
    Донецкое городище
    Донецкое городище занимает узкий треугольный мыс на правом берегу р. Уды, который возвышается над уровнем реки на 20 м. На этом овеянном легендами месте и сейчас можно увидеть остатки оборонительных сооружений. С северной стороны мыс защищен большим рвом и валом, продолжением которого в VIII-Х вв. были простые деревянные стены, а в Х-ХIII вв. - более сложные оборонительные стены с бревенчатыми башнями. С южной стороны мыса сохранились остатки еще трех небольших валов с двумя глубокими рвами между ними. Недалеко от Донецкого городища (если проехать дальше по симферопольской трассе), в Бабаевском лесу, расположен гидрологический памятник природы местного значения, известный как "Холодная Сковородиновская криница".
    Согласно легенде, странствующий философ сам раскопал этот родник. В 70-х гг. XVIII в., путешествуя по Слобожанщине, он не раз останавливался у своего друга и ученика по коллегиуму священника Я. Правицкого в прихарьковской слободе Бабаи. Жил Г. С. Сковорода в одном из домиков местной церкви, разрушенной в 1933 г. По другой версии, он занимал комнату в доме помещика П. А. Щербинина. Этот дом сохранился до нашего времени, но к сожалению, находится в плачевном состоянии. Любимым местом отдыха и размышлений великого философа был Бабаевский лес. Именно здесь Г. С. Сковорода создавал "Басни Харьковские", работал над философскими трактатами.
    В Бабаевском лесу
    В Бабаевском лесу
    Сковородиновская криница
    Сковородиновская криница
    В 1960 г. рядом с источником в Бабаях была установлена мемориальная доска, указывающая, что родник является памятником истории и культуры.
    Следуя из Бабаев далее на юг, можно осмотреть остатки Хорошевского Вознесенского женского монастыря. Эта обитель была основана на месте древнего Хорошевского городища в середине XVII в. монахинями, переселившимися сюда из-за Днепра. В то время в монастыре, по-видимому, было два деревянных храма, но страшный пожар 1744 г. уничтожил все монастырские постройки.
    Только через пять лет был заложен новый соборный храм - каменная церковь Вознесения Господня.
    Ее освящение состоялось в 1759 г. В 1785 г. была построена церковь Архистратига Михаила.
    Новые изменения в архитектурном облике монастыря связывают с первой половиной XIX в. По воспоминаниям современников, трехглавая Вознесенская церковь была очень тесной, и в 1835-1837 гг. с северной, южной и западной сторон были сделаны пристройки, что позволило к существующим трем главам добавить еще две.
    В начале XIX в. были также построены колокольня и каменная ограда с небольшими башнями.
    С 1871 г. по 1899 г. в Хорошевском монастыре действовал детский приют, а в годы Первой мировой войны здесь нашли убежище 150 сестер из Городищенского женского монастыря Волынской епархии. К 1917 г. в Хорошевском монастыре было 722 монахини и по-слушницы. Все они были вынуждены покинуть монастырские стены после закрытия обители в 1922 г.
    Одна из сохранившихся до нашего времени башен
    Одна из сохранившихся до нашего времени башен
    Сегодня на его территории находится Хорошевский гериатрический пансионат.
    Следующий пункт назначения - Буды. Добираться туда можно по симферопольской трассе, свернув за Бабаями, а также электричкой до станции Комаровка, далее - автобусом, либо на маршрутном такси с Холодной горы. В 1867 г. знаменитый российский промышленник Матвей Сидорович Кузнецов, которому принадлежало большинство фарфорово-фаянсовых предприятий Российской империи, основал вблизи Харькова в местности Волчья Поляна гончарное производство. С развитием железнодорожного транспорта и, в частности, строительством ветки Мерефа - Люботин, предприятие было переведено в Буды.
    Остатки монастырской стены
    Остатки монастырской стены
    У въезда на территорию Будянского фаянсового завода
    У въезда на территорию Будянского фаянсового завода
    Первый гудок нового завода местные жители услышали 2 мая 1886 г., а в следующем году началось промышленное производство посуды. Предприятие быстро расширялось и вскоре стало одним из наибольших производителей фарфора и фаянса в Европе. Его продукция отличалась поразительным разнообразием. К концу XIX - началу ХХ в. ассортимент будянского завода насчитывал тысячу образцов изделий - от трактирной, крестьянской посуды до изысканных модных сервизов.В немалой степени этому способствовало техническое оснащение: здесь действовала мощная паровая машина, была построена туннельная печь для обжига изделий.
    Кроме того, в Будах впервые в Российской империи стали использовать не заграничное сырье, а местный материал. Новинкой было также применение рисунка, нанесенного штампом с помощью трафарета, вместе с ручной допиской. Заслуги М. С. Кузнецова были оценены по достоинству: он получил право ставить герб Российской империи на своей продукции и удостоился звания поставщика двора Его Императорского Величества. Долгие годы здесь поддерживались и сохранялись богатые традиции гончарного искусства. Продукция завода известна не только во всех регионах Украины, но и во многих странах мира - Германии, Франции, Испании, Турции, Польши. Она достойно представляла Харьковщину на всеукраинских и международных выставках, украшает многие музейные и личные коллекции. Сегодня знакомиться с историей завода лучше всего в музее предприятия, где собраны более 5 тысяч экспонатов - расписные блюда, вазы, столовые и кофейные сервизы, кружки, кувшины, пиалы и многое другое. Одна из экспозиций посвящена истории гончарства. Замечательная коллекция будянских изделий конца XIX - начала XX века представлена в Харьковском художественном музее.
    Дальнейший путь на юг проходит через Мерефу, начальная история которой неразрывно связана с именем кошевого атамана Запорожской Сечи Ивана Дмитриевича Сирко (около 1605-1680), совершившего не менее 100 походов против Турции и Крымского ханства. Образ этого непобедимого казацкого полководца увековечил И. Е. Репин в картине "Запорожцы пишут письмо турецкому султану". Долгое время Мерефа считалась родиной И. Сирко. Сейчас многие историки оспаривают это утверждение, поскольку первые свидетельства о казацкой слободе Мерефа относятся к 1645 г. Однако пребывание И. Сирко на Слобожанщине - факт бесспорный
    Памятник И. Д. Сирко
    Памятник И. Д. Сирко
    Некоторое время жил он и в Мерефе, здесь же проживала его семья. Уже в наше время в городе был установлен бюст легендарного кошевого. Рядом с Мерефой, в трех километрах от железнодорожной станции Ордовка, расположилось с. Ракитное Нововодолажского района, в котором сохранилась часть усадебных сооружений - дворец и церковь. На протяжении полутора столетий Ракитное было имением знаменитого слобожанского рода Куликовских. В 1711 г., после неудачного Прутского похода Петра I, в свите господаря Молдавии князя Д. К. Кантемира на Слобожанщину прибыл Прокофий Васильевич Куликовский. Российский царь даровал ему земельные владения, назначил харьковским полковником. Эту должность он занимал с 1711 г. по 1713 г.
    Бывшая усадьба Куликовских в с. Ракитное
    Бывшая усадьба Куликовских в с. Ракитное
    Сын П. В. Куликовского, Матвей Прокофьевич, был последним харьковским полковником (1757-1765 гг.), а после ликвидации казачьих полков стал предводителем харьковского дворянства. Представитель следующего поколения Куликовских, Михаил Матвеевич, был валковским предводителем дворянства. Именно он благоустроил усадьбу в Ракитном. М. М. Куликовский возвел роскошный барский дом, который считается одним из лучших образцов усадебной архитектуры начала XIX в. Длинные фасады двухэтажного дворца выделены двумя ризалитами, между которыми в пределах первого этажа размещены колоннады из шести колонн.
    (Кстати, первоначально дворец был одноэтажным, уже в послевоенное время удачно выполнена надстройка второго этажа). Над колоннадами устроены обширные террасы, огражденные балюстрадами. Рядом с дворцом появились хозяйственные постройки - конюшня, птичник, оранжерея, скотный двор. Но настоящим украшением усадьбы стал Архангело-Михайловский храм, возведенный в 1805 г. С востока и запада к однокупольной церкви-ротонде, выполненной в стиле классицизма, пристроены прямоугольные в плане ризалиты. Ризалиты оформлены четырехколонными портиками: восточный - пристенным, западный - большого выноса.
    Свято-Архангело-Михайловская церковь
    Свято-Архангело-Михайловская церковь
    Одновременно с церковью была возведена двухъярусная колокольня, по мнению современников, более красивая, нежели сам храм, но до наших дней она не сохранилась. После смерти М. М. Куликовского имение перешло в руки наследников, а затем поступило в казну Министерства земледелия. В конце XIX - начале ХХ вв. здесь размещались военно-ремонтная канцелярия, школа садоводства. Сейчас уцелевшая часть усадьбы используется местным профессиональным аграрным лицеем. Архангело-Михайловский храм в 1936 г. был закрыт. Первое после долгого перерыва богослужение провел в ноябре 1991 г. митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим.
    Платформа Спасов скит
    Платформа Спасов скит
    Еще одну святыню можно увидеть, следуя по железнодорожной линии от Мерефы до Лозовой. Несколько десятилетий остановочная железнодорожная платформа между станциями Борки и Шурино носила название Первомайской. Недавно ей вернули изначальное название "Спасов скит" - в память о самой известной в истории российских железных дорог катастрофе. 17 октября 1888 г. по пути из Севастополя в Москву вблизи местечка Борки произошло крушение императорского поезда. Причиной случившегося было то, что два более мощных, по сравнению с пассажирскими, товарных паровоза тянули состав из 17 вагонов с недопустимо высокой скоростью.
    Вследствие возникшей качки на одном из поворотов поезд, в котором ехал российский император Александр III с семьей, сошел с рельсов.
    В литературе широко распространилась легенда, что Александр III, благодаря своей огромной физической силе, удержал падающую крышу вагона и спас жену и детей. В действительности царская семья, находившаяся в столовом вагоне, не пострадала только в силу того, что его стены сдвинулись и предотвратили падение крыши. В то же время в результате катастрофы 21 человек погиб, 35 было ранено. Чудесное спасение Александра III с семьей положило начало строительству множества храмов, посвященных этому событию. На месте крушения поезда в 1891-1894 гг. были воздвигнуты храм Христа Спасителя и часовня Нерукотворного Спаса.
    Храм Христа Спасителя в Борках. Начало ХХ в.
    Храм Христа Спасителя в Борках.
    Начало ХХ в.
    Памятный знак на территории станции
    Памятный знак на территории станции
    Проект этих сооружений, являющихся единым целым, разработал академик архитектуры Р. Марфельд. Храм, рассчитанный на 700 человек, располагался в 60 м от железнодорожной насыпи. Построенный в русско-византийском стиле XVII в., он представлял собой величественное сооружение, с трех сторон окруженное крытой галереей. Алтарем храм был обращен на восток, то есть к полотну железной дороги. Часовню воздвигли на том месте, где находился вагон-столовая. Она состояла из пещерной части, расположенной в железнодорожной насыпи, и четырехгранной башни с золотой главой и крестом. Вся наружная позолота храма и часовни была выполнена сусальным золотом. Фасады зданий украшали мозаичные изразцы, изготовленные в мастерской при Императорской Академии художеств А. Фроловым. Сооружением Спасова скита ведала Святогорская обитель, позднее он был передан в ведение Министерства путей сообщения. На деньги железной дороги и добровольные пожертвования здесь были построены больница и дом для престарелых железнодорожников, открыты церковноприходская школа, народная бесплатная библиотека.
    Спасов скит притягивал к себе многих верующих, несколько раз приезжал сюда и император. В годы Великой Отечественной войны святыни в Борках разделили судьбу многих памятников архитектуры: храм Христа Спасителя был полностью разрушен, а часовня потеряла купол, и затем много лет использовалась как склад.
    В 1992 г. силами местных жителей началось восстановление часовни. Затем в этот процесс включилась Южная железная дорога, и летом 2003 г. ее реконструкция была завершена. Теперь в воскресенье и праздничные дни все электрички, следующие из Харькова в сторону Лозовой, делают короткую остановку у платформы Спасов скит, чтобы верующие могли поклониться святыне. Много отметин оставила Великая Отечественная война на Харьковщине. Территория области неоднократно становилась ареной ожесточенных сражений и сегодня во многих населенных пунктах можно увидеть братские могилы на местах захоронения воинов, памятные стелы и знаки, посвященные битвам.
    Часовня Нерукотворного Спаса
    Часовня Нерукотворного Спаса
    Почтить память героев, поклониться защитникам нашей земли можно в каждом городе или селе, но есть и особые места. Два украинских села - Тарановка и Соколово - уже давно стали символом беззаветной любви к Родине, взаимопомощи и дружбы разных народов перед лицом общего врага. 16 февраля 1943 г. советские войска освободили Харьков, но уже через два дня немцы начали контрнаступление. Особенно тяжелые бои шли на южных подступах к Харькову, где противник впервые использовал новейшие танки "Тигр" и самоходные артиллерийские установки "Фердинанд". Советские войска оказывали героическое сопротивление натиску врага. Особенно отличился 1-й взвод 8-й роты 78-го стрелкового полка 25-й гвардейской дивизии под командованием лейтенанта П. Н. Широнина, которому выпало защищать железнодорожный переезд между станциями Тарановка и Беспаловка. 25 гвардейцев-широнинцев в течение пяти часов сдерживали наступление немецких частей. Они уничтожили 11 танков и бронемашин, около 100 гитлеровцев, ценой собственной жизни остановив врага. Всем им (19 - посмертно) было присуждено звание Героя Советского Союза. В Тарановке на месте подвига установлен памятник, открыт музей, а железнодорожная станция переименована в "Широнино". Попытку прорваться к Харькову немцы повторили у с. Соколово, бросив сюда 60 танков, 15 бронетранспортеров и пехоту. Встретил их 1-й отдельный чехословацкий батальон под командованием Людвика Свободы. Только в первый день боев, 8 марта 1943 г., батальон уничтожил 19 танков, 6 бронетранспортеров, более 400 вражеских солдат и офицеров.
    Монумент Братство по оружию в с. Соколово
    Монумент "Братство по оружию" в с. Соколово
    Исключительное мужество проявил командир роты надпоручик Отакар Ярош. Тяжело раненный, он продолжал руководить боевыми действиями, воодушевляя бойцов собственным примером. Погиб О. Ярош, бросившись с гранатами под танк. Посмертно легендарному защитнику Соколово, первому из иностранных граждан, было присвоено звание Героя Советского Союза. Всего же боевыми орденами и медалями были награждены 86 чехословацких воинов. В 1958 г. в с. Соколово был открыт Музей советско-чехословацкой дружбы, вскоре он занял весь первый этаж в новом Дворце культуры.
    Более трех с половиной тысяч экспонатов (документов, фотографий, картин, личных вещей участников тех далеких событий) рассказывают о боевом пути 1-го отдельного батальона, позднее - 1-го чехословацкого корпуса. Центром экспозиции является диорама "Бой в селе Соколово 8 марта 1943 г.", созданная харьковскими художниками В. Мокрожицким, В. Парчевским и И. Эфроимсоном. У входа в помещение музея - монумент "Братство по оружию". Две руки держат направленный в небо меч, символизируя дружбу двух народов, скрепленную кровью в борьбе с общим врагом. Напоминанием о марте 1943 г. является также парк Дружбы, где рядом с братскими могилами советских и чехословацких воинов высится гранитный обелиск в память павших в борьбе с фашизмом.
    Из Тарановки в Соколово можно попасть через Першотравневый или Змиев.
    Змиев расположен в 42 км от Харькова, у слияния рек Мжа и Северский Донец. Как свидетельствуют археологические находки, это место издавна притягивало поселенцев. Первые из них появились здесь еще в эпоху бронзы (III тыс. до н. э.). Первые письменные упоминания о существующем половецком укреплении Сугрове относятся к началу XII в. В 1111 г. войска Владимира Мономаха захватили вражескую крепость и сожгли ее.
    В парке Дружбы
    В парке Дружбы
    Позднее новгород-северский князь Игорь Святославович основал здесь Змиевское городище, используя его в борьбе против половцев. В XVI в. на городище возник Змиевской сторожевой пост. В "Книге Большому Чертежу" (1627 г.) встречаются названия "Змиевское городище" и "Змиевской курган", а с 1656 г. здесь действовала постоянная крепость. Ее остатки можно увидеть в центре города, на территории городского парка. На месте первой крепостной церкви строится храм. Жители Змиева издавна славились своим свободолюбием. Змиевские казаки поддержали выступление Степана Разина, начавшееся в 1667 г. на Дону. В сентябре 1670 г. на Слобожанщину вступил тысячный отряд повстанцев под руководством Алексея Григорьевича Хромого по прозвищу Лесько Черкашенин и занял ряд городов. Главным штабом повстанцев стал Змиев, откуда А. Хромой посылал "прелестные письма" к харьковскому полковнику Г. Е. Донцу и к населению слобод и городов с призывом поддержать восстание. Решающая битва с царскими войсками, в которой повстанцы потерпели сокрушительное поражение, состоялась на Донце в так называемом Рипинском юрте. змиевские казаки принимали участие в восстаниях К. Булавина и Е. Пугачева. Из Змиева наш путь пролегает по течению Северского Донца, и первая остановка - возле с. Гайдары, где расположены многие здравницы и базы отдыха, действует биологическая станция Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина. Университетская биостанция была заложена в 1912 г. академиком В. М. Арнольди, автором первого в России учебника по альгологии - науке о водорослях. Каждый год студенты биологического факультета - ботаники, зоологи, микологи и генетики, проходят здесь практику. Рядом с биостанцией, в старом доме, создан музей местной природы, дальше - опытное поле. Станция известна еще и тем, что здесь обитает самый знаменитый "синоптик" Украины - байбак Тимка. Ниже по течению находится одно из красивейших мест области, которое окрестили "Харьковской Швейцарией" - Коробовы хутора. По одной из версий, название этой живописной округе дало расположенное на левом берегу Северского Донца озеро Коропово, некогда богатое карпами. Еще одна легенда связывает название "Коробов" с формой военных укреплений, якобы существовавших здесь еще во время монголо-татарского нашествия. Уже в XIX в. Коробовы хутора стали излюбленным местом дачников.
    Вид с Казачьей горы
    Вид с Казачьей горы
    Два лета здесь провел выдающийся украинский художник Сергей Иванович Васильковский. Одна из его картин, датированная 1882 г., так и называется - "Подножье Казачьей горы. Коропов хутор". Сегодня это место по-прежнему популярно у отдыхающих. А особенно у любителей природы - здесь находится первый в Харьковской области экологический маршрут. Три часа времени, три километра пути в сопровождении опытного экскурсовода-биолога по территории национального парка "Гомельшанские леса" дают возможность полюбоваться древними дубами и соснами, послушать звонкое пение птиц, и не только окунуться в амосферу первозданной природы, но и ощутить себя ее частичкой. Основной достопримечательностью Коробовых хуторов является Казачья гора, возвышающаяся над Донцом шестидесятиметровой отвесной стеной. Когда-то на горе располагался Змиевский Николаевский Косицкий монастырь, который чаще называли просто Змиевским Казачьим. Монастырь был основан казаками во второй половине XVII в. и просуществовал почти сто лет - до 1788 г.
    По преданиям, он предназначался для приюта казаков-инвалидов, престарелых и беспризорных, но в конце XVIII в., после ликвидации Запорожской Сечи, здесь укрылись мятежные запорожцы. Узнав об этом, российская императрица Екатерина II направила сюда войска во главе с князем Г. А. Потемкиным, приказав стереть с лица земли казацкий монастырь. Когда войска подошли к обители, монахи якобы начали прятать ценности: золото закопали в долине, впоследствии названной Золотой, а серебро ссыпали в озеро, которое с тех пор называют Белым. Царские войска разгромили монастырь и окружили оставшихся в живых казаков у крутой горы. Путь к бегству оставался один - вплавь через реку. Казаки стали прыгать с высокой горы в реку, большинство из них погибло. С тех пор эту гору называют Казачьей С Казачьей горы видно самое крупное из озер Харьковщины - Лиман. Его ширина - до 2,7 км, длина - около 8 км, глубина - до 2 м, общая площадь - 90 м2. Границы озера подвижны.
    В 1912 г. оно настолько пересохло, что превратилось в несколько мелких, наполненных водой ям. Вода в озере была солоноватая, но при постройке Змиевской ГРЭС (с 1998 г. - ТЭС) ее спустили по специально прорытому каналу и заменили пресной водой из Северского Донца. Часть берега была облицована.
    Озеро Лиман богато рыбой, используют его и для разведения водоплавающих птиц, а во время осенних и весенних перелетов на берегах озера бывают настоящие птичьи базары. Оценить всю прелесть этих мест можно, остановившись в одном из многочисленных пансионатов и баз отдыха, расположенных у водоема.
    Улов из Лимана
    Улов из Лимана
    Змиевская ТЭС
    Змиевская ТЭС
    Недалеко от Лимана находится Змиевская ТЭС - одна из крупнейших тепловых электростанций в Европе. Ее строительство было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. В 1956 г. сюда были направлены сотни молодых людей из Харькова, других городов Украины, России, Белоруссии. Одновременно с электростанцией они начали строительство поселка энергетиков - Комсомольского. 31 декабря 1960 г. промышленный ток дала первая турбина мощностью 200 тысяч киловатт. В 1965 г. уже работало шесть энергоблоков мощностью 1,2 миллиона киловатт. Сегодня общая мощность Змиевской ТЭС составляет 2,4 миллиона киловатт. Ниже по течению Донца, на правом высоком берегу, раскинулся поселок Червоный Донец - центр Шебелинского газопромысла.
    Поиски нефтегазоносного района между Днепром и Северским Донцом начались в 1936 г., а 3 мая 1950 г. в Шебелинке из глубины 1464 м ударил газовый фонтан. Так было открыто крупнейшее в Европе газовое месторождение, запасы которого составили около 650 млрд. кубометров. Позднее на месте первой скважины был установлен памятный знак в виде буровой вышки.
    На Шебелинском месторождении
    На Шебелинском месторождении
    Долгие годы Шебелинка была основным поставщиком газа для всей европейской части СССР. Даже сегодня, когда большая часть запасов топлива исчерпана, месторождение попрежнему остается самым большим в Украине: здесь получают около 5,4 млрд. кубометров газа в год, что составляет 32% газодобычи в целом по стране. В юго-восточном направлении от Змиева находится Балаклея - один из старейших городов Слобожанщины, центр самого большого по площади района Харьковской области. Город был основан как крепость в 1663 г. казацким осадчим Я. Черниговцем, который также построил на татарских бродах крепости, слободы Андреевы лозы (Андреевка), Бишкин, Савинцы.
    В 1765 г. Балаклея стала центром комиссарства Изюмской провинции Харьковского наместничества. В 1796 г. городок был передан военному ведомству, население переведено в ранг военных поселенцев. С этого времени и до 1891 г. город назывался Ново-Серпухов (по названию дислоцировавшегося здесь полка). Многим любителям военной истории город известен тем, что именно в Балаклее был расположен 5-й запасной полк - военный учебный центр, в котором по сокращенной программе проходили подготовку новобранцы перед отправкой на фронты Первой мировой войны.
    Среди них был и будущий Маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза Г. К. Жуков.
    Балаклея - родина народной артистки Украины Оксаны Петрусенко, любовно называемой в народе "украинским соловейком" за прекрасное исполнение народных песен.
    В последние годы площади ряда городов Харьковщины украсили памятники и скульптурные композиции, посвященные выдающемуся украинскому поэту Т. Г. Шевченко. Один из них находится на главной площади Балаклеи.
    Памятник Т. Г. Шевченко в Балаклее
    Памятник Т. Г. Шевченко в Балаклее
    Найденных в окрестных степях половецких баб установили на Кремянце
    Найденных в окрестных степях половецких баб установили на Кремянце
    Мы же продолжим путешествие по Северскому Донцу. В более чем 120 км от Харькова (если следовать по автотрассе Харьков - Ростов-на-Дону), в живописной излучине Северского Донца, раскинулся один из старейших городов Харьковской области - Изюм. В окрестностях современного Изюма выявлено множество стоянок первобытных людей. Некоторые археологические находки датируются 5 тыс. до н. э. В эпоху Киевской Руси на этих землях проживали славянские племена северян, но постепенно под давлением кочевых племен - хазар, печенегов, половцев, они начали отступать на север.
    Согласно "Повести временных лет" в 1111 г. русские князья во главе с Владимиром Мономахом ходили против половцев к "Дону" (Северскому Донцу) и взяли там Шарукань, сожгли Сугров, а затем разгромили половцев на реке Сальнице. С Сальницей (теперь она называется Речка и впадает в Северский Донец напротив нынешней Паромной улицы) связан также поход дружины новгород-северского князя Игоря Святославовича на половцев в 1185 г., воспетый в замечательном памятнике древнерусской литературы "Слово о полку Игореве". Возле р. Сальницы располагался "перелаз" - удобный брод через Северский Донец. 9 мая 1185 г. здесь останавливались войска князя Игоря. Посланные вперед дозоры сообщили, что половцы знают о наступлении княжеских дружин. Не желая возвращаться без битвы, войска Игоря Святославовича переправились через Донец, перешли Изюм-курган (гора Кремянец) и начали ночной поход. Описывая его, автор "Слова" восклицает: "О, русская земля! Уже за шеломянем еси!" (слово "шеломя" у русичей обозначало продолговатую возвышенность).
    В XIV в. на вершине г. Кремянец располагалось татарское укрепление - "кермен", остатки которого были заметны еще в конце XIX в. В это время здесь проходила Изюмская сакма - ответвление печально известного Муравского шляха. Только в XVI в. в этих местах появились русские сторожевые посты, а в 60-х гг. XVIII в. на левом берегу Северского Донца обосновалась большая группа переселенцев. В документах 1680 г. поселение называлось Изюмским городком. Свое название он получил от реки Изюмец и Изюмского брода. Само слово "Изюм", по мнению исследователей, происходит от видоизмененного татарского слова "гузун", то есть переправа, или "узюн" - длинная гора, курган.
    Вид на город с горы Кремянец
    Вид на город с горы Кремянец
    В 1861 г. на правом берегу Донца началось строительство Изюмской крепости, которое возглавил харьковский полковник Г. Е. Донец. Уже через несколько лет, в 1685 г., Изюм стал центром Изюмского полка, в который входило 13 городов и слобод. После ликвидации слободских полков, в 1765 г. Изюм превратился в тихий уездный городок.
    Корпуса Изюмского оптикомеханического завода
    Корпуса Изюмского оптикомеханического завода
    Жизнь здесь изменилась в годы советской власти, когда Изюм стал центром оптической промышленности страны. В 1923 г. специалистами Изюмского приборостроительного завода было изготовлено оптическое стекло, а в 1957 г. начал работу Изюмский оптико-механический завод. Ныне Изюм - небольшой провинциальный городок, но для любо-знательного туриста он станет настоящим открытием. Осмотр города лучше начинать с г. Кремянец - самого высокого места Харьковщины. Ее высота составляет 218 м над уровнем моря. Над Донцом она возвышается на 160 м. Кремянец является геологическим памятником природы. В частности, большой интерес представляют обнажения верхнемеловых и юрских пород с многочисленными остатками кремния и фосфора.
    В 1967 г. у подножия горы, в ее юго-восточной части, был заложен дендрологический парк. На некогда пустынной местности появилось около 200 видов экзотических деревьев и кустарников, в том числе - сосна черная, бархат амурский, катальпа, кофейное дерево и многие другие экзоты. К сожалению, сейчас осмотр заповедного парка крайне затруднен. Кроме того, на Кремянце расположены интереснейшие памятники различных эпох. Здесь стоят древние изваяния - половецкие "каменные бабы". Неизвестно, где первоначально располагались эти каменные фигуры - их собирали со всего бывшего Изюмского уезда. Датированные примерно серединой XII века, они изображают мужчин-воинов, женщин, и, несмотря на примитивность, дают определенное представление о физическом облике кочевников, их одеждах, украшениях и вооружении. Сохранились также вал и ров Изюмской крепости. Ряд монументов напоминает о бурных событиях ХХ века - гражданской, Великой Отечественной войнах. 20 декабря 1919 г., накануне установления в Изюме советской власти, деникинцы расстреляли на вершине Кремянца 94 узников изюмской тюрьмы. В 1926 г. изюмские рабочие установили на месте казни одиннадцатиметровый белокаменный обелиск.
    В годы Великой Отечественной войны Изюм и гора Кремянец стали ареной кровопролитных боев. С конца октября 1941 г. по май 1942 г. по территории города проходила линия фронта. 5 февраля 1943 г. войска 6-й армии Юго-Западного фронта освободили Изюм и левобережную часть района, однако правобережье попрежнему было занято немецкими войсками, и бои на южной окраине города продолжались еще несколько месяцев. По окончании военных действий останки 1559 защитников Изюма захоронили в братской могиле на склоне Кремянца. На могиле был установлен памятник "Скорбящая мать". Совсем недавно здесь появился еще один памятный знак - каменный крест, увековечивающий память жертв голодомора 1932-1933 гг.
    Памятный знак в центральном парке Изюма
    Памятный знак в центральном парке Изюма
    Мемориальный комплекс, посвященный подвигу героев Великой Отечественной.<br>Слева - обелиск, напоминающий о трагедии 1919 года
    Мемориальный комплекс, посвященный подвигу героев Великой Отечественной.
    Слева - обелиск, напоминающий о трагедии 1919 года
    К 40-летию Победы в 1985 г. город был награжден орденом Отечественной войны І степени, а на г. Кремянец был сооружен Мемориальный комплекс (архитекторы - Л. Левин, Ю. Градов, В. Лысенко, скульптор - Ю. Синцевич). Рядом с величественным памятником, символизирующим мужество перед лицом смерти, горит Вечный огонь. Из города к мемориалу ведет широкая лестница, на одной из площадок которой выставлена военная техника времен Второй мировой войны: танки Т-34 и КВ, артиллерийские орудия, самоходные артиллерийские установки, прославленная "катюша". Каждый год вечером 9 мая изюмчане и гости города поднимаются по этой лестнице, неся на вершину Кремянца зажженные факелы. Факельное шествие заканчивается праздничным митингом и фейерверком.
    На одном из склонов горы Кремянец расположен отель "7 ветров". Построенный в виде старинного замка, он в последние годы стал своеобразной визитной карточкой города Изюма. Здесь же расположена зооплощадка, где можно полюбоваться экзотическими птицами, а при желании покататься на лошадях. Слева находится магазин, в котором вам предложат большой ассортимент оптики, а напротив в уютном кафе "Козацький хутір" можно отдохнуть и отведать вкусные блюда национальной кухни. Днем с Кремянца открывается почти круговая панорама: город, окруженный Северским Донцом, пригороды за рекой, большие Изюмский, Букинский и Святогорский леса. Особое внимание привлекают расположенные практически на одной линии три изюмских храма.
    В центре города, под г. Кремянец, возвышается Свято-Преображенский собор - одно из первых сооружений Изюмской крепости. Существует предание, что собор был заложен по повелению Петра I. Проезжая через Изюм в Полтаву, монарх якобы собственными руками положил несколько кирпичей в восточной части алтаря. На самом деле, храм был построен в 1684 г., во время совместного царствования Ивана V и Петра I, когда последнему было 12 лет. Храм возводился на средства и усилиями полковников Г. Е. Донца и Ф. В. Шидловского. В дальнейшем собор неоднократно ремонтировался и достраивался. В 1902-1903 гг. под руководством инженера М. И. Ловцова храм был перестроен в неороссийском стиле: были возведены новые главы с луковичными головками, по верху стен надстроены кокошники.
    Преображенский собор после реконструкции. Начало ХХ в.
    Преображенский собор после реконструкции.
    Начало ХХ в.
    Вид на Крестовоздвиженскую церковь со стороны Северского Донца
    Вид на Крестовоздвиженскую церковь со стороны Северского Донца
    В годы советской власти собор был закрыт, часть его помещений пострадала во время Великой Отечественной войны. Реставрация уникального памятника украинского барокко началась во второй половине ХХ в.: в 1953-1955 гг. храм был восстановлен и очищен от позднейших наслоений, в 1983 г. его крыша и главы были покрыты медью. Для реставрации собора был изготовлен лекальный кирпич по сохранившимся образцам. Сейчас пятиглавый каменный собор неизменно привлекает внимание туристов, являясь архитектурной доминантой в застройке старой (центральной) части города. В ХIX в. от собора в восточном направлении пролегала главная улица города - Дворянская.
    В одном из домов по улице Дворянской родился известный украинский художник Сергей Иванович Васильковский (1854-1917), автор почти трех с половиной тысяч работ. Семья покинула Изюм, когда мальчику исполнилось 7 лет. Но где бы потом ни жил С. И. Васильковский: в Харькове, Петербурге, за границей, - он всегда помнил о своем родном городе. Недаром дипломная работа художника, за которую он получил Большую Золотую медаль, была посвящена родному краю и называлась "По Донцу". Позже С. И. Васильковский не раз приезжал в Изюм и много работал над этюдами на живописных берегах Северского Донца. После перестройки центра города тихую улицу, которая носит имя С. И. Васильковского, найти не просто: для этого нужно пересечь улицы Соборную и Фрунзе напротив аллеи парка, ведущей к собору. Дом великого художника не сохранился, на его месте установлен гранитный памятный знак. Вернувшись на улицу Соборную и спустившись по ней к реке, можно осмотреть еще один памятник церковной архитектуры -
    Изображение архангела Гавриила
    Изображение архангела Гавриила
    Новый пешеходный мост через Северский Донец
    Новый пешеходный мост через Северский Донец
    однокупольную Крестовоздвиженскую (Николаевскую) церковь, построенную в 1809-1823 гг. в стиле классицизма.
    Несмотря на то, что в советское время церковь использовалась не поназначению, часть внутреннего интерьера все же сохранилась: купол покрыт тематической и орнаментальной росписью, стены - масляной живописью. От колокольни, прилегающей к церкви с запада, до нашего времени сохранился лишь нижний ярус. В настоящее время в храме ведутся работы по реставрации и консервации настенных росписей, выполненных художниками школы В. М. Васнецова. Существует версия, что изображение архангела Гавриила принадлежит кисти самого великого мастера.
    Свято-Вознесенский кафедральный собор
    Свято-Вознесенский кафедральный собор
    Прекрасный вид на Крестовоздвиженскую (Николаевскую) церковь и живописные окрестности открывается с нового пешеходного моста через Северский Донец, сооруженного в 2004 г. по проекту, разработанному в творческой мастерской архитектора Ю. М. Шкодовского. Интересное пространственное и цветовое решение придает этому сооружению легкость и изящество, что выгодно подчеркивает вечерняя подсветка. Далее наш путь лежит к Свято-Вознесенскому кафедральному собору. Строительство третьего изюмского храма - Вознесенской церкви - началось в 1819 г. в бывшей слободе Пески, которая позднее слилась с г. Изюмом. Уже через год выяснилось, что денег для окончания постройки недостаточно.
    В литературе встречается указание на то, что необходимые средства были внесены помещиком А. Ф. Тимошенко по просьбе его жены, Е. Ф. Тимошенко, которая свято чтила икону Песчанской Божией Матери. В 1826 г. строительство трехнефной, однокупольной церкви с колокольней под западным притвором было закончено. С тех пор на протяжении почти двух столетий чудотворная икона привлекает верующих и гостей города. Множество чудесных историй связано с часовней-купальней, расположенной на целебном источнике иконы Песчанской Божией Матери рядом с церковью. Сегодня о Кириченковой кринице известно далеко за пределами Изюма. Многие приезжают отведать ее целебной воды, здесь утоляют жажду усталые путники, останавливаются отдохнуть путешественники.
    Кириченкова криница
    Кириченкова криница
    Городская поликлиника
    Городская поликлиника
    Среди памятников гражданской архитектуры XIX в. привлекают внимание расположенное в городском парке здание средней школы № 4 - бывшего реального училища, в котором учился известный украинский государственный деятель Н. А. Скрипник (ул. Старопочтовая, 22); здание городской поликлиники - бывшей женской гимназии по ул. Фрунзе и многие другие. На пересечении улицы Маршала Жукова и проспекта ленина (на доме № 32) установлена памятная доска, напоминающая о том, что именно в Изюме в августе 1916 года, после окончания Изюмской унтер-офицерской школы, получил свое первое командирское звание прославленный полководец Г. К. Жуков.
    Осмотрев город, можно продолжить экскурсию по окрестностям Изюма, следуя несколькими маршрутами. Через с. Капитоловка можно попасть в с. Червоный Оскол, которое раскинулось в живописной долине рек Оскол и Бахтин. На южной околице села стоит каменный обелиск. Здесь, на высоком правом берегу р. Оскол, в 1599 г. (по другим сведениям - в 1600 г.) был заложен Цареборисов - одна из первых крепостей на юге России. Она была построена по приказу царя Бориса Годунова воеводами Богданом Бельским и Семеном Алферовым.
    В 1612 г. южный форпост российского государства был разрушен татарами. Длительное время Цареборисовское городище пустовало.
    Мемориальная доска Маршалу Г. К. Жукову
    Мемориальная доска Маршалу Г. К. Жукову
    Его повторное заселение связывают с вольными переселенцами-черкасами, которые направились сюда в 1654 г. В 1656 г. царь Алексей Михайлович пожаловал городище в вотчину патриарху Никону, после чего началось строительство города. Однако расцвет Цареборисова был недолгим. В 1668 г. жители городка поддержали левобережного гетмана Ивана Брюховецкого, а в 1670 г. приняли активное участие в восстании Степана Разина, что привело к резкому сокращению населения городка. Следующий удар постиг Цареборисов в 1719 г., когда в связи с эпидемией чумы крепость была сожжена. Оставшиеся в живых горожане обосновались возле реки Бахтин, сохранив прежнее название поселения. В марте 1919 г. на общем собраниижителей села Цареборисов был переименован в Червоный Оскол. Однако события далекого прошлого не были забыты. В 2000 г. в центре Червоного Оскола был открыт памятник - Крест Примирения - как знак понимания и терпимости к идеям и взглядам всех людей, которые создавали историю Цареборисова - Червоного Оскола на протяжении четырех столетий.
    На Краснооскольском водохранилище
    На Краснооскольском водохранилище
    Выше села раскинулось Краснооскольское водохранилище. Строительство гидроузла началось в 1954 г., а уже в 1956 г. дамба длиной около 800 м и высотой 20 м образовала искусственное озеро, протянувшееся более чем на 110 км вплоть до г. Купянска. Ширина озера в отдельных местах достигает 5 км, глубина - от 10 до 25 м. Значительные водные запасы Краснооскольского "моря" позволили создать здесь большое рыбное хозяйство, а живописное побережье - организовать множество баз отдыха и детских лагерей. Еще один туристический маршрут пролегает в с. Каменка, расположенное в глубокой долине р. Каменки на автотрассе Харьков - Ростов-на-Дону.
    В центре села у здания Дома культуры стоит памятник. На белокаменной плите выбита надпись: "Здесь похоронены лицейские друзья А. С. Пушкина - декабрист В. Д. Вольховский (1798-1841) и И. В. Малиновский (1796-1873)". Этот монумент был установлен в 1975 г., к 150-летию восстания декабристов. В 1797 г. Павел I пожаловал крупное земельное владение в Изюмском уезде - село Каменка и хутор Чепельский, выходцу из украинской казацкой старшины Андрею Афанасьевичу Самборскому (1732-1815). А. А. Самборский получил духовное образование и был послан в Англию, где был священником посольской церкви в Лондоне, выполнял различные дипломатические поручения. Поселившись в Каменке, Андрей Афанасьевич выписал из Англии сельскохозяйственные орудия, различные породы овец, коров и свиней, построил водяные мельницы, три винокуренных и кирпичный заводы, полотняную фабрику, заложил новый каменный храм. Одним из первых в Харьковской губернии А. А. Самборский основал в селе "общеполезные учреждения": сельское народное училище, больницу, аптеку, дома для престарелых, вдов и сирот.
    Памятный знак в с. Каменка
    Памятный знак в с. Каменка
    Зять А. А. Самборского, Василий Федорович Малиновский (1765-1814) был создателем и первым директором Царскосельского лицея, где наряду с А. С. Пушкиным, И. И. Пущиным, В. К. Кюхельбекером учился его сын Иван. По окончании лицея И. В. Малиновский служил в лейб-гвардии, но накануне восстания декабристов вышел в отставку. Отставной полковник к следствию по делу декабристов не привлекался, но, по мнению исследователей, принадлежал к деятелям ранних декабристских организаций. Вернувшись в родное село, И. В. Малиновский занялся обустройством имения, принимая активное участие в общественной жизни края. Иван Васильевич трижды избирался предводителем дворянства Изюмского уезда, с 1858 г. состоял в Харьковском губернском комитете по крестьянскому вопросу. В 1829 г. в Каменку приезжает лицейский товарищ И. В. Малиновского, Владимир Дмитриевич Вольховский, Признанный лучшим учеником Царскосельского лицея (по окончании курса он был награжден Большой Золотой медалью), В. Д. Вольховский избрал военную карьеру. Перед ним открывались блестящие перспективы, но за участие в декабристском движении он был направлен в действующую армию на Кавказ под тайный надзор полиции. Кроме того, в виде наказания он был вынужден стоять на карауле во время казни руководителей восстания. В. Д. Вольховский участвовал в войне с Персией (1826-1828), командовал бригадой в Динабурге. В 1834 г. он женился на сестре И. В. Малиновского, Марии Васильевне, и после выхода в отставку переехал в имение жены, в Каменку, где и умер. В 1825 г. в семью И. В. Малиновского вошел его однополчанин Андрей Евгеньевич Розен (1800-1884). Поручик лейб-гвардии Финляндского полка А. Е. Розен женился на Анне Васильевне Малиновской. После восстания на Сенатской площади в Петербурге А. Е. Розен был арестован и осужден на 10 лет каторги на Нерчинских рудниках и дальнейшее поселение в Сибири (затем срок каторги был сокращен до 6 лет).
    Анна Васильевна, оставив малолетнего сына на попечение родственников, последовала за мужем в Сибирь (шкатулка и каминные часы, с которыми А. В. Розен отправилась в трудный путь, экспонируются в Изюмском краеведческом музее). В 1837 г. А. Е. Розен был определен рядовым на Кавказ, а в 1839 г. вышел в отставку и получил разрешение поселиться на родине, близ Нарвы. В 1855 г. Розены переехали в Каменку и вскоре обосновались на небольшом хуторе Викнино. А. Е. Розен учительствовал, был присяжным заседателем окружного суда, шесть лет служил мировым посредником, готовил к публикации "Записки декабриста". Они были изданы в Лейпциге в 1870 г.
    Памятный знак на могиле А. Е. Розена
    Памятный знак на могиле А. Е. Розена
    До наших дней дворцы Малиновских и Вольховских, деревянный дом Розенов не сохранились. В урочище Викнино на месте дома А. Е. Розена стоит памятник из красного мрамора. Рядом с чеканным профилем декабриста авторы - местные художники П. Жабский и В. Столпаков - высекли слова А. Одоевского, ставшие символом декабристского движения:

    "Наш скорбный труд не пропадет:
    Из искры возгорится пламя, -
    И православный наш народ
    Сберется под святое знамя."
    Путь из Каменки к памятнику А. Е. Розену покажется гораздо интереснее, если принять во внимание гипотезу, поддержанную многими современными исследователями "Слова о полку Игореве". Согласно ей, перейдя вечером 9 мая 1185 г. гору Кремянец, княжеские войска всю ночь шли вверх по глубокой долине р. Каменки до современного с. Долгенькое (в семи километрах от памятника А. Е. Розену), где перед рассветом сделали большой привал.
    Утром 10 мая 1185 г. русичи двинулись к верховьям р. Сюурлий (р. Голая Долина). Здесь они встретились с половецкими отрядами.
    Битва завершилась отступлением половцев на юг вдоль левого берега Сюурлий. Воины князя Игоря преследовали их до легендарной реки Каялы (Макатиха), где произошло решительное сражение с половцами. "Бишося день, бишося другый; третьего дни к полуднию падоши стязи Игоревы". Многие русичи полегли на поле брани, а сам Игорь Святославович, его брат и сын попали в плен.
    Схема похода дружины князя Игоря Святославовича в 1185 году
    Схема похода дружины князя Игоря Святославовича в 1185 году
    Святые горы. Конец ХІХ в.
    Святые горы. Конец ХІХ в.
    Следуя далее вдоль Макатихи можно снова выйти к автотрассе Харьков - Ростов-на-Дону и, миновав с. Долина, свернуть на дорогу к Славяногорску (Донецкая область). На правом берегу Северского Донца, в местности, издавна носившей название "Святые горы", расположен Святогорский Успенский монастырь. Первое письменное свидетельство о "Святых горах" встречается в 1526 г. в записках германского посла Сигизмунда Герберштейна, однако легенды и предания относят появление здесь христиан к первым векам нашей эры в связи с гонениями на христианство в Римской империи.
    До наших дней дошли также рассказы об основании обители в VIII-IX вв. византийскими иноками, бежавшими от еретиковиконоборцев, и о посещении этих мест в ХI в. основателями Киево-Печерского монастыря - Антонием и Феодосием. Согласно преданию, после разорения Батыем Киева в 1240 г. часть монашеской братии из Киево-Печерской лавры ушла в Святые горы. В документах XVI в. обитель упоминается как один из сторожевых постов на южных окраинах Российского государства, целью которого было наблюдение за кочевниками. Существование Святогорского монастыря впервые документально засвидетельствовано в царской жалованной грамоте на земельные владения 1624 г. В это время монастырь размещался в пещерах, вырубленных монахами, возможно, еще в XV в. В подземных кельях жили и укрывались от вражеских набегов православные иноки, спасались бежавшие из татарского плена. Только в середине XVII в. на верхней террасе меловой горы была сооружена каменная Николаевская церковь. Окруженный стенами монастырь, на вооружении которого были артиллерия и огнестрельное оружие, долгое время успешно оборонялся от набегов кочевников, но в 1679 г. был захвачен и опустошен татарами. Позднее укрепления и монастырские постройки были возобновлены, в 1708 г. было закончено строитель-ство Успенского собора, однако после Азовских походов Петра I монастырь постепенно утратил свое стратегическое значение. В 1783 г. он был закрыт, его имущество и угодья отошли казне. Второе рождение обители относится к 1844 г. В Святогорской Успенской пустыни начались большие строительные работы: в 1847-1851 гг. была сооружена трапезная с Покровской церковью и колокольней, в 1864 г. - Преображенский собор (не сохранился), в 1859-1868 гг. - новый Успенский собор, в 1877 г. - гостиница, в 1887 г. - два корпуса келий, в 1900 г. к трапезной был пристроен дом настоятеля. В это же время был восстановлен подземный ход XVII ст., соединяющий подножие и вершину меловой горы, обустроены нижний и верхний паломнический павильоны, возведены декоративные башни. К югу от Святогорской обители размещался больничный хутор, который приобрел широкую известность после того, как здесь почил и был погребен Святогорский затворник, иеромонах Иоанн, проживший 17 лет в пещерах меловой скалы. На правом берегу Северского Донца, в полутора километрах от обители, был устроен монашеский скит Святого арсения. Вход в него разрешался только четыре раза в год, в дни самых больших праздников. К западу от Святогорского монастыря располагалась оригинальная дворцовая постройка - Дом Потемкиных. Живя в Петербурге, А. М. и Т. Б. Потемкины приезжали в свое имение в летнее время. В августе 1861 г. во дворце гостило семейство императора Александра ІІ. Императрица была так очарована красотой монастыря, что, по свидетельству очевидцев, воскликнула: "Это моя Швейцария!". Во второй половине XIX в. Святые горы стали местом паломничества верующих, любителей древности, писателей и художников. Живописная природа и легендарная история Святых гор вдохновляли А. П. Чехова, И. А. Бунина, С. Н. Сергеева-Ценского, Ф. И. Тютчева, Г. П. Данилевского, И. Е. Репина.
    Тогда же в монастыре появляется мемориальная зона захоронений представителей известных российских фамилий - Голициных, Куракиных, Платовых, Илловайских.
    Во время Великой Отечественной войны монастырские постройки сильно пострадали, и их реконструкция продолжалась почти десять лет - с 1947 по 1956 г. Тогда же на территории монастыря появилось несколько новых зданий - столовая, административный и спальный корпуса санатория, который еще в 1922 г. занял монастырский комплекс. Реставрационные работы проводились и в 1970-е гг. (Николаевская церковь и паломнические павильоны).
    Николаевская церковь
    Николаевская церковь
    Вид на Святогорскую лавру
    Вид на Святогорскую лавру
    Древнейшее наземное сооружение Святогорской обители - Николаевская церковь - венчает вершину почти отвесной меловой скалы. Отличительной чертой этого шедевра украинского народного зодчества XVII в. является его композиционное единство с живописным природным ландшафтом. Восточная (алтарная) часть церкви была высечена в меловой горе, остальные возводились из кирпича. Среди паломников бытует легенда о чудесном явлении Николаевской церкви. Якобы возводилась она тайно за меловой стеной. Только по окончании строительства в одну ночь стену обрушили, и перед взором верующих внезапно предстал новый храм.
    У стен церкви расположена смотровая площадка. С нее открывается чудесный вид на бескрайние лесные массивы, Северский Донец, в водах которого отражаются сосны, скалы и небо, на раскинувшиеся внизу монастырские строения. "Если здесь не уметь, то где же молиться. Здесь так близко к небу, но так далеко от земли!" - эти слова архиепископа Филарета как нельзя более полно выражают чувства любого, кто хоть раз поднялся на Святые горы. В 1851 г. к вершине меловой скалы была устроена Кирило-Мефодиевская лестница. Это оригинальное сооружение представляло собой крытую галерею с переходными башнями и позолоченными главками. Внутри башни были украшены живописью, авторство которой приписывают И. Е. Репину. Кирило-Мефодиевская лестница имела 511 ступеней и ответвления ко входам в пещеры меловой скалы. К сожалению, до наших дней дошли лишь небольшие фрагменты лестницы. Сейчас попасть к Николаевской церкви можно по длинной обходной дороге, медленно поднимающейся вверх среди первозданного леса, или подземным ходом, вход в который находится напротив западного фасада Успенского собора. Ход представляет собой коридор с множеством ответвлений и боковых пещер В горе вырублены также многочисленные кельи, трапезная, пещерные храмы, ниши для погребения монахов. Рядом с меловой горой сохранились остатки других пещерных сооружений: кельи монахов-пустынников, подземная церковь Антония и Феодосия, обнаруженная и восстановленная в XIX в. Интересны паломнические павильоны, оформляющие подземный ход. Нижний павильон - печерник - представляет собой двухэтажное кирпичное здание, увенчанное деревянной одноярусной колокольней, верхний - Андреевская часовня на смотровой площадке возле Николаевской церкви - открытую беседку, сложенную из "дикого камня" и перекрытую крестовым сводом. Центральным элементом архитектурного ансамбля является Успенский собор, сооруженный по проекту архитектора А. М. Горностаева в русско-византийском стиле. Величественный пятикупольный храм стоит на террасе, на которую с северной стороны ведет парадная лестница. Верующие приходят сюда поклониться иконе Почаевской Божией Матери и мощам бессеребренников Косьмы и Дамиана. В монастырский комплекс входят также двухэтажная трапезная с Покровской церковью и трехъярусной колокольней, увенчанной полусферическим куполом; дом настоятеля; два корпуса монастырских келий; трехэтажная гостиница, на северном фасаде которой установлена мемориальная доска, сообщающая о пребывании здесь в 1887 г. А. П. Чехова. От окружавших монастырь стен с башнями уцелели только две башни: восточная - возле монастырской гостиницы и западная - у подножия меловой горы. В свое время включенные в ограду двухъярусные восьмигранные башни с высокими шатровыми крышами служили сторожевыми вышками. С 1980 г. Святогорский монастырь объявлен государственным историко-архитектурным заповедником. В комплекс памятников истории и культуры заповедника включено 30 объектов, среди которых памятник известному революционеру, советскому государственному деятелю Артему (Ф. А. Сергееву) (1883-1921) (скульптор - И. П. Кавалеридзе), Мемориал Великой Отечественной войны с братской могилой и Блоком Памяти.
    Памятник легендарному казаку Барвинку
    Памятник легендарному казаку Барвинку
    Ныне в Святых горах снова действует Свято-Успенский Святогорский монастырь, который в 2004 г. стал Лаврой Украинской Православной церкви - третьей в Украине после КиевоПечерской и Почаевской.
    Через Изюм идет дорога на Барвенковщину - в край легенд и преданий. Народные сказания связывают основание г. Барвенково с казаками атамана Ивана Барвинка. Во второй половине XVII в. на горе, которая издавна называлась Чумацкой, казаки построили деревянную крепость с потайным ходом к р. Сухой Торец. Отвесный берег реки называли Пристеном, поэтому и слобода получила название Барвенковской Стенки, а позднее - Барвенково.
    Некоторое время Барвенковская Стенка была центром самой северной Орельской паланки Запорожской Сечи, здесь не раз бывал последний кошевой атаман Петр Калнышевский. После отмены Сечи Барвенково вошло в состав Харьковской губернии. С этим временем связывают еще одну любопытную легенду - о пребывании в слободе Екатерины II. В Барвенково было тогда две церкви: одна для женщин, вторая - для казаков. В деревянную казацкую церковь, где хранились клейноды, женщинам входить категорически возбранялось. Однажды во время богослужения в церковь вошла императрица. Услышав недовольный шепот, она покинула храм, однако казаки, не стерпев осквернения святыни, через несколько дней сожгли церковь.
    У Чумацкой горы
    У Чумацкой горы
    Свято-Успенская церковь
    Свято-Успенская церковь
    Позднее, в 1884 г., была сооружена Свято-Успенская церковь - архитектурное украшение города.
    Сейчас Чумацкая гора, расположенная на северной окраине Барвенково, является памятником иной эпохи. Гранитная стела в виде приспущенного знамени, на фоне которого стоит величественная фигура РодиныМатери, увековечивает память тысяч советских воинов, погибших на барвенковской земле в годы Великой Отечественной войны. Мемориал был открыт в 1969 г.
    В январе 1942 г. советское командование силами войск Юго-Восточного фронта осуществило Барвенковско-Лозовскую операцию, в результате которой было освобождено около 400 сел и два райцентра - Барвенково и Лозовая. Этот плацдарм получил название Барвенковского выступа.
    Попытка закрепить успех новым наступлением в мае 1942 г. закончилась трагически: жертвы с советской стороны достигли сотен тысяч, значительная часть войск попала в окружение. В июне 1942 г. вся территория Харьковской области была оккупирована немецкими войсками.
    Мемориал на Чумацкой горе
    Мемориал на Чумацкой горе
    Зимой 1942-1943 гг. советское командование разработало новую широкомасштабную операцию по освобождению Харькова. Войска Воронежского фронта освободили большую часть Харьковской области, однако в результате успешного контрнаступления немцев практически вся Харьковщина была снова оккупирована. Окончательно область была освобождена только в сентябре 1943 года. Барвенковщина - родина многих знаменитых людей. В 1840 г. в с. Гавриловка родилась известная художница и педагог Мария Дмитриевна Раевская-Иванова. Общее образование Мария Иванова получила дома, живописи же училась в Дрездене под руководством профессора Эргардта. В 1868 г. М. Д. Иванова сдала экзамен в Петербургской Академии наук и стала первой в России женщиной, получившей звание художника. В 1869 г. М. Д. Раевская-Иванова открыла в Харькове первую частную школу рисования. Почти 30 лет возглавляла она художественное образование в городе и только в 1896 г., начав терять зрение, передала школу в ведение города. На ее базе была создана Харьковская городская школа рисования и живописи, а в 1912 г. - Художественное училище.
    Умерла М. Д. Раевская-Иванова в 1912 г. и была похоронена в с. Гавриловка. На могиле художницы, расположенной на самом краю села, был установлен памятник. Имение Ивановых не сохранилось. В с. Даниловка родился известный писатель Григорий Петрович Данилевский (1829-1890), автор романов "Мирович", "Княжна Тараканова", "Сожженная Москва". Окончив Петербургский университет, Г. П. Данилевский поселился в имении Петровское. Он был депутатом Харьковского комитета по улучшению быта помещичьих крестьян, губернским гласным, членом Харьковской губернской земской управы. Последние годы жизни Г. П. Данилевский провел в с. Пришиб под Балаклеей.
    Могила М. Д. Раевской-Ивановой
    Могила М. Д. Раевской-Ивановой
    Изюм может также послужить отправной точкой путешествия вдоль интереснейшего памятника военноинженерного искусства первой половины XVIII в. - Украинской укрепленной линии. В 1730 г. российское правительство утвердило разработанный генералом Вейсбахом проект создания единой линии для защиты южных границ империи от опустошительных набегов крымских татар. В соответствии с ним укрепленная линия возводилась на территории современных Харьковской и Днепропетровской областей - от Днепра до Северского Донца по берегам рек Орель, Берестовая, Берека. Руководство работами возлагалось на киевского генерал-губернатора, члена Военной коллегии А. И. Тараканова и генерал-майора фортификации Г. М. де Бриньи (Дебринея). Основная часть Украинской укрепленной линии была построена в 1731-1733 гг., хотя работы по ее усовершенствованию проводились и далее, вплоть до 1742 г. Ежегодно российское правительство направляло на сооружение укреплений 20 тысяч левобережных, 2 тысячи слободских казаков и 10 тысяч крестьян. Каждые 100 дворов должны были снарядить 10 человек и фуру: воз, тягловую силу, орудия труда и продукты питания. Неизвестный автор "Истории русов", описывая это невиданное прежде в наших краях строительство, отмечал: "… такая работа в иных странах была почти чудом произведения человеческого…, но тут только что считается она Украинскою линией". Длина линии составляла более 285 км. На этом пространстве насыпался сплошной вал, усиленный рвом, возводились реданы, редуты, блокгаузы, а через каждые 15-20 верст - земляные крепости. Сооружались крепости по одному плану: укрепление имело форму четырехугольника, каждая из сторон которого равнялась 110-130 м; по углам четырехугольника строились бастионы; внутри крепости размещались пороховой погреб, цейхгауз (военный склад оружия, снаряжения), казармы, колодец. Охраняли линию 20 полков ланд-милиции численностью 22 тысячи человек, на вооружении которых было 180 пушек, 30 мортир и гаубиц. Свое стратегическое значение Украинская укрепленная линия утратила довольно быстро, когда в результате русско-турецкой войны 1768-1774 гг. границы Российской империи отодвинулись далеко на юг. Однако, кроме оборонной, линия выполняла и другую функцию - способствовала заселению края. Едва ли не каждая крепость положила начало новому поселению, о чем свидетельствуют названия многих сел на юге Харьковщины. На территории современной Харьковской области были расположены 12 из 16 крепостей.
    Остатки крепости в с. Петровское
    Остатки крепости в с. Петровское
    Первой на восточном фланге линии была Донецкая крепость, в 1638 г. переименованная в крепость Св. Петра. Ее остатки - валы, ров, след от колодца в центре крепостного двора, можно осмотреть, побывав на южной окраине с. Петровское Балаклейского района. Выехав из Изюма по трассе Харьков - Ростов-на-Дону, нужно свернуть к с. Великая Камышеваха, далее из с. Грушеваха двигаться в северо-западном направлении. Все крепости Украинской линии соединялись между собой земляным валом. Высотой 1-1,5 метра, он идет вдоль широкого и глубокого рва (1,5-2 м), хорошо заметного и по сей день. От Петровского вал тянется до с. Секретаровка Барвенковского района, где сохранились следы Тамбовской (первоначально - Бузовой или Бусовой) крепости. Далее - Слободская (до 1738 г. - Лозовая) крепость на левом берегу р. Береки возле с. Павловка-Вторая Лозовского района и Михайловская (Кисельная) крепость, расположенная в междуречье Береки и ее притока у с. Михайловка Первомайского района. В Первомайском районе сохранились остатки еще двух крепостей - Алексеевской (Берецкой) у с. Алексеевка и Ефремовской (Троицкой) у с. Ефремовка. Путь к следующей крепости лежит через села Мелиховка и Парасковия Нововодолажского района. Остатки крепости Св. Парасковии находятся в двух километрах от одноименного села.
    Чтобы осмотреть Орловскую (девятую) крепость - самую мощную из сохранившихся на Харьковщине, следует выехать из Парасковии по направлению к Медведевке и далее - к Дьячковке. Крепость площадью более одного гектара была возведена на возвы-шенности у р. Берестовой. Еще и сейчас хорошо видны когда-то высокие и крутые стены, бастионы, равелин, ров. Следующей (по р. Берестовой) была Ивановская крепость, названная в честь Ивана Грозного. Остатки ее - 5-6-метровый вал, контуры бастионов, равелин, расположены у с. Берестовенька Красноградского района, в 3-4 км от трассы, ведущей от г. Краснограда к с. Октябрьскому. Недалеко от автобусной станции г. Краснограда, возле трассы Москва - Симферополь, стоит небольшой обелиск с надписью: "Белевская крепость, сооруженная в 1731 году для защиты от крымских татар-завоевателей". Памятник стоит на месте десятой крепости, в 1738 г. переименованной по названию пехотного полка, прибывшего сюда из города Белева. Долгое время в крепости располагалось центральное управление Украинской линией, а в 1776-1777 гг. - резиденция губернатора Азовской губернии. Постепенно крепость утратила свое значение и была ликвидирована. На ее месте вырос г. Константиноград, названный в честь внука Екатерины II Константина (с 1922 г. - Красноград). Сами крепостные сооружения сильноповреждены, до нашего времени неплохо сохранился только юго-восточный бастион. На возвышенности возле 105-го километра участка железной дороги Днепропетровск - Красноград, в междуречье рек Берестовая, Орель и Орчик (недалеко от с. Скалоновка Зачепиловского района), когда-то располагалась Козловская (Крутоярская) крепость. В 1769-1775 гг. она использовалась запорожскими казаками как один из почтовых пунктов. Самая западная крепость Харьковщины - Федоровская (Новая) - не сохранилась. Она находилась в районе с. Залинейное Зачепиловского района.
    Но не торопитесь покидать этот край. В с. Орчик Зачепиловского района находится памятник архитектуры XIX в. - Свято-Николаевская церковь. Основным строительным материалом для храма стало дерево, камень использовался лишь для возведения цоколя. Сооружение украшено резьбой, в интерьере присутствуют живопись и произведения декоративно-прикладного искусства. В с. Александровка 6 ноября 1993 г., в 100-летнюю годовщину смерти Петра Ильича Чайковского (1840-1893), в центре села был установлен памятник великому российскому композитору (скульптор - В. П. Федоров, архитектор - Н. А. Хоменко).
    Несколько раз на протяжении 1870-1890-х гг. П. И. Чайковский бывал в Гранкино - в имении Г. К. Конради. Его глухонемого сына Колю воспитывал брат композитора Модест Ильич. Чайковскому очень нравилось это красивое тихое село. Здесь хорошо отдыхалось, легко работалось. Имение Конради до наших дней не сохранилось, а само Гранкино слилось с Александровкой. Но остались произведения, созданные П. И. Чайковским на харьковской земле, - опера "Мазепа", Третья сюита, Концертная фантазия для фортепиано с оркестром, Третий концерт для фортепиано с оркестром, Шестая симфония.


    
    Контактная информация   Наши партнеры   Размещение рекламы
      © "Золотые страницы" 2010
      © Торговая марка «Все про Харків»
      Недвижимость Харькова
      © LotusSoft
    отдых в хорватии, лето. . Фото стран и городов. Гагры. Франция: Диснейленд. Абхазия: Гагры
    build_links(); ?>