Дворцово-парковый ансамбль, Шаровка
В 70-е гг. XVIII в. Шаровка принадлежала Савве Ольховскому, враждовавшему со своим соседом
Н. Каразиным, владельцем Кручика и Основинец. Однажды Ольховский напал на соседнюю усадьбу, многих
крестьян ранил, двоих убил. В ответ Н. Каразин отлил колокол, на котором было написано: «Сей колокол
гласы вопиющие к Богу убиенных людей села Кручик и деревни Основянцы Саввою Васильевым сыном Ольховским
1776 года августа 15 дня». Говорят, при каждом ударе язык колокола ударял в надпись «Савва».
В начале XIX в. усадебный парк стал приобретать западноевропейские черты, тогда же был построен
прекрасный псевдоготический дворец, появились террасы с широкими лестницами и пруды.
В 1860 г. усадьба перешла к братьям Гебенштрейнам. С ними связывают постройку храма и школы, а
также появление в парке первых экзотов. Один из братьев интересовался ботаникой, закупал редкие породы
деревьев и кустарников у И. Каразина, занимавшегося акклиматизацией экзотической растительности.
В конце XIX в. хозяином Шаровки стал крупный сахарозаводчик Леопольд Кениг. Он значительно расширил
имение, скупив земельные наделы крестьян, благоустроил усадьбу и придал ей блеск. В начале ХХ в. был
выстроен парадный въезд в усадьбу: ворота были украшены крепостными зубцами и ложными башенками,
рядом появился домик для охраны со стрельчатыми окнами и остроконечной сторожевой башней.
В это же время под руководством известного паркостроителя Г. Куфальдта был реконструирован и Шаровский
парк. Вместе с группой ученых-садоводов, приглашенных из Риги, им были продолжены работы по
акклиматизации новых растений.
После революции Кениги выехали из России. В 1925 г. в Шаровке разместился противотуберкулезный
санаторий, для нужд которого были построены новые хозяйственные сооружения. Часть дореволюционных
построек была уничтожена пожаром еще в 1920-е гг., часть пострадала в послевоенный
период — в конце 1940-х гг. была разобрана церковь, разрушено семейное кладбище
(до наших дней сохранилось только одно надгробие — Христиана Генриха Гебенштрейна (1818–1885)).
Все эти изменения нарушили стилевое единство уникального архитектурного ансамбля, но, гуляя парковыми
дорожками, еще можно увидеть былое великолепие старинной усадьбы.
Композиционным центром Шаровского парка является возведенный на высоком холме двухэтажный
замок-дворец со стрельчатыми окнами. Парадный вход дворца оформлен колоннами и выделен двумя
ризалитами. Над вторым этажом, продолжая выступы ризалитов, стремятся ввысь восьмигранные средневековые
башни, заканчивающиеся зубцами и шпилями.
Мраморная лестница ведет в вестибюль, украшенный изразцовой печью, дубовыми панелями и настенной
росписью. Во дворце 26 комнат и 3 зала, два из которых расположены на первом этаже.
Большой зал занимает столовая, в «дубовом» зале, наклоненные, обшитые дубом стены которого
поддерживают застекленный потолок, выполняющий функцию единственного окна, разместилась библиотека.
Самый большой зал с хорами для оркестра — «голубой» — можно осмотреть, поднявшись на второй этаж по
винтовой лестнице, в свое время привезенной из Германии. Оригинальная конструкция хорового зала с
многоугольными углублениями в потолке, художественной росписью, большими голландскими печами и широкими
окнами поражает воображение. Сейчас он используется как клуб.
Фасад дворца повернут к балке, на склонах которой разбит чудесный парк, состоящий из двух частей.
Для прилегающей к дворцу части парка характерны строгие аллеи, ровные дорожки, геометрические формы
клумб. Верхняя терраса представляет собой площадку с цветниками и большим фонтаном. Ниже, по склону
балки, расположились еще три широкие террасы с парадными лестницами, спускающимися к небольшому пруду.
Возле одной из лестниц находится старинная беседка, украшенная лепными фигурками лебедей.
За прудом, через который переброшен мостик, окаймленный каменной балюстрадой, тропинка круто
берет вверх. Преодолевшего непростой подъем ожидает награда — возможность прогуляться липовой аллеей.
Удивительные деревья с вертикальными ветвями образуют плотную стену зелени. Но в одном месте искусная
рука мастера оставила разрыв, который открывает взгляду белоснежный дворец. Здесь невольно вспоминаешь
бытовавшее в начале ХХ в. название дворца — «Белый лебедь».
Богатство парковой коллекции обеспечивают около 200 видов деревьев и кустарников, почти 150 из них
представляют собой экзотические породы. В Шаровском парке можно встретить лжетсугу сизую, бархат
амурский, несколько видов пихты, ели, можжевельника, есть один экземпляр кофейного дерева, сирень
разнообразных сортов и др.
Мастерство паркоустроителя в сочетании различных пород деревьев создает неповторимую игру цвета в
любое время года — от мягких переходов зеленого до буйства красок летом и осенью. Постепенно
художественно скомпонованные группы хвойных и лиственных деревьев переходят в лес.
В парке множество достойных внимания мест. Одно из них — большой пруд площадью 14 240 м2. Узкая
тропинка вьется вдоль густо поросших деревьями и кустарниками берегов, лишь изредка приоткрывая
зеркальную гладь пруда, возле которого хочется задержаться подольше, чтобы в полной мере насладиться
тишиной и покоем, которыми наполнен старый парк.
Вернувшись к дворцу, можно продолжить прогулку, свернув на экипажную дорогу, ведущую к
охотничьему домику. В нескольких десятках шагов от дворца взгляд невольно приковывает большой камень.
Согласно легенде, это «Камень любви», ставший символом неразделенной любви последнего владельца имения
к своей юной жене. Еще раз вспомнив о людях, придавших блеск этому уникальному месту и вынужденных
покинуть его после 1917 г., последуем далее.