Увеличить карту

Городской сад им. Т. Шевченко


Сад Шевченко — старейших среди скверов и парков города. Во время основания Харькова это была густая природная дубрава, прикрывающая подступы к Харьковской крепости. Сад заложен в 1805 г. на землях, отведенных университету по ходатайству графа С. Потоцкого, попечителя Харьковского учебного округа. Он состоял из двух частей: ботанической, которая располагалась ближе к ул. Клочковской и была предназначена для научных исследований, и английской — для общественных гуляний. При участии профессоров университета в саду были акклиматизированы сотни видов растений, привезенных из разных уголков мира. Отдельные растения для сада привез основатель университета В. Каразин, принимавший живое участие в этом деле. К концу XIX в. сад стал популярным местом отдыха, здесь играла музыка и работало множество увеселительных заведений.

В 1808 году на территории сада открылась университетская астрономическая обсерватория, которая работает и сегодня.

К 100-летию основания университета у главного входа в сад был установлен памятник В. Каразину (скульптор Андреолетти (Пагирев), архитектор А. Бекетов, 1905 г.), который впоследствии был перенесен к главному корпусу университета(пл. Свободы, 4). На его месте в 1935 г. был открыт памятник великому украинскому поэту и художнику Т. Шевченко, имя которого тогда же присвоили саду.

Это лучший из более 250 памятников Шевченко, существующих в мире. Скульптор М. Манизер и архитектор И. Лангбард создали это произведение искусства всего за один год. Во время работы над образами героев из произведений поэта (они расположены вокруг постамента) скульптору позировали и замечательные актеры театра «Березиль»: Н. Ужвий (Катерина), А. Бучма(повстанец и крестьянин), А. Сердюк (молодой парубок с косой и крепостной), И. Марьяненко (запорожец); и простые харьковчане, например, пионервожатая школы № 25 Н. Щетинина (комсомолка). 16 фигур, символизирующих борьбу украинского народа за свободу, были отлиты из бронзы в Ленинграде, а основание из волынского лабрадорита изготовили в Харькове, причем полировали его вручную самые опытные полировщики, те же, которые возводили мавзолей Ленина в Москве. Скульптор Матвей Манизер так вспоминал о работе над памятником: «Ко мне пришли шевченковские дни и ночи. Начал я с огромного наследия «Кобзаря» и изучения украинского языка, считая, что без этого невозможно до конца услышать и понять ни народ, ни его поэта... Мне открылась такая глубина, такое величие и красота Шевченковской поэзии, что даже дух захватывало! Временами казалось, что так хорошо представляю себе его внешность — рост, выражение лица, звучание голоса...»

Осмотр памятника, по замыслу скульптора, нужно начинать с героини поэмы «Катерина» с ребенком на руках. При этом обнаруживается интересная особенность: в каком ракурсе ни взгляни на памятник — видно максимальное количество фигур, но но все.

После установки монумента была проведена реконструкция сада, появились новые аллеи, площадки, фонтан. К 300-летию Харькова был сооружен водный каскад (архитектор А. Маяк). 1963 г. открылся киноконцертный зал «Украина», неподалеку от которого расположен главный вход в Харьковский зоопарк, а также дельфинарий «Немо».

В последние годы парк украсили еще несколько памятников — скульптурная композиция «Козацькому роду нема переводу», памятник репрессированным кобзарям, бронзовый футбольный мяч на Аллее спортивной славы и колонна со скульптурным изображением Архангела Михаила — подарок киевлян к 350-летнему юбилею Харькова.

Напротив памятника Т. Шевченко привлекает внимание и бывший доходный дом купцов Аладьиных на Сумской, 44 (архитектор Ю. Цауне, 1912 г.) с женскими фигурами — копиями известных античных статуй на плоской крыше-террасе, в архитектуре которого удачно сочетаются элементы классицизма и модерна. Рядом с ним в бывшем здании Государственного страхового общества (архитекторы А. Молокин и г. Иконников, 1927 г.) находится Харьковский государственный технический университет строительства и архитектуры. У центрального входа в университет установлен памятник академику архитектуры А. Бекетову (скульптор С. Гурбанов) , много лет преподававшему здесь. Бронзовый мастер держит в руках чертеж одного из лучших своих произведений — здания Института микробиологии и иммунологии им. И. Мечникова на ул.  Пушкинской.


 

А. Бекетов назвал три основных стимула, которые воодушевляют его в работе и творчестве: первый — любовь к родине, второй — любовь к молодости, третий — любовь к природе.