Проспект Правды
В конце 1920-х — начале 1930-х годов были застроены кварталы, расположенные за площадью Свободы с северной и западной сторон.
Здесь строились жилые дома высотой до 7 этажей с изолированными благоустроенными квартирами. Одновременно с жилыми домами
возводили детские сады, школы и магазины — значительно позже этот принцип будет положен в основу системы микрорайонирования,
по которой застроены многие районы Харькова. Отдельным зданиям и комплексам присваивались условные названия, которые отражали
профессиональную принадлежность их жителей. Многие из них не забыты и сейчас. Дом «Красный промышленник» (ул. Правды, 5)
построен в 1930 г. по проекту одного из авторов Госпрома — С. Кравца; дом «Табачник» (пр. Правды, 1; архитектор П. Фролов,
1931 г.); Дом специалистов (пр. Правды, 7; архитектор Л. Лемыш, 1936 г.) — все они выполнены в стиле конструктивизма.
Неподалеку от площади Свободы у пересечения проспекта Правды и проспекта Ленина в августе 2004 г. к 350-летнему юбилею
города был установлен памятник основателям Харькова. Его автор — известный московский скульптор З. Церетели. Символический
всадник — дань уважения всем тем, кто с давних времен своим трудом обеспечил городу право в будущем стать одним из крупнейших,
образовательных и научных центров Украины.
В 20-х гг. ХХ в. был построен еще один интересный памятник эпохи конструктивизма — дом-коммуна «Новый быт»
(ул. Данилевского, 18–26). В части квартир этого дома кухни были совмещены с санузлами, а в некоторых квартирах
вообще не было кухонь — предполагалось, что их жильцы будут питаться на общей фабрике-кухне, а освободившееся от
приготовления пищи время будут использовать с пользой для страны. В дальнейшем устранение этих недостатков вызвало у жильцов
немалые трудности.
По поводу внешнего оформления фасадов жилых зданий того времени разгорались жаркие дискуссии.
Одни утверждали, что победивший пролетариат-гегемон должен жить в роскошных дворцах, другие доказывали, что вся архитектура
прошлого — продукт враждебных классов, а рабочим нужна архитектура новых индустриальных форм — лаконичные, лишенные
архитектурных деталей дома с темно-серой цементной штукатуркой. Застройка этой части города очень ярко иллюстрирует эти
стилевые поиски.
|