|
|
Путь лежит на ВостокНа выезде из Харькова, возле трассы Харьков - Ростов-на-Дону, возвышается двадцатидвухметровый обелиск, рядом с которым установлена менора - традиционный еврейский семисвечник. Надпись у входа гласит: "Это место, где мертвые учат живых".
Дробицкий яр вошел в историю Второй мировой войны как символ "новой политики" фашистской Германии на оккупированных территориях наряду с Бабьим яром в Киеве, Хатынью в Белоруссии, Лидице в Чехословакии. Мемориал установлен на месте, которое стало братской могилой для более чем пятнадцати тысяч женщин, детей, стариков, раненых и военнопленных - прежде всего евреев, но были среди них также русские, украинцы, представители других национальностей. Немецкие войска оккупировали Харьков 24 октября 1941 г. В первые же дни на балконах домов и телеграфных столбах было повешено 116 жителей города.
|
Менора у входа на территорию мемориала
|
Вскоре появился приказ об обязательной регистрации местного населения, при этом лица еврейской национальности регистрировались отдельно, на бланках желтого цвета. В эти "желтые списки" попал 10 271 человек. 14 декабря 1941 г. комендант города подписал указ о создании еврейского гетто и переселении всех евреев в бараки тракторного и станкостроительного заводов. С 26 декабря 1941 г. немцы начали массовые расстрелы в Дробицком яру. "Еврейский" вопрос в Харькове был "решен". Согласно переписи, осуществленной немецкой городской управой, на 1 июля 1942 г. в Харькове не осталось ни одного еврея. Всего же во время оккупации гитлеровцы уничтожили более 280 тысяч жителей города и области, более 160 тысяч харьковчан были вывезены на принудительные работы в Германию. После освобождения Харькова было принято решение провести показательный процесс над нацистскими преступниками.
В зале судебного заседания. Декабрь 1943 г.
|
1 декабря 1943 г. состоялось заседание Военного трибунала 4-го Украинского фронта, на котором присутствовали А. Толстой - глава Чрезвычайной комиссии по расследованию фашистских злодеяний, известные писатели И. Эренбург, К. Симонов, М. Рыльский, Л. Леонов. По приговору трибунала 19 декабря 1943 г. на площади возле Благовещенского рынка в присутствии десятка тысяч харьковчан четверо военных преступников были повешены. В 1955 г. в Дробицком яру появился небольшой обелиск, однако долгое время трагические события периода оккупации замалчивались.
|
Только 9 мая 1989 г. здесь состоялся общегородской траурный митинг, а еще через девять лет был установлен 10-тонный гранитный камень с надписью: "Жертвам Холокоста - памяти многих тысяч евреев, уничтоженных здесь нацистами в декабре 1941 - январе 1942 годов". В начале 1990-х гг. был создан Харьковский оргкомитет "Дробицкий яр", который выступил с инициативой создания Мемориала жертвам фашистского геноцида в Дробицком яру. В декабре 2002 г. состоялось открытие первой очереди мемориального комплекса жертвам фашизма, авторами которого выступили А. Лейбфрейд и В. Савенков. Далее по ростовской трассе, в получасе езды от Харькова, находится небольшой, но весьма интересный для туристов городок - Чугуев. Первое поселение на месте современного города возникло еще в скифскую эпоху. Во II-IV вв. здесь существовало раннеславянское поселение, а в XI-XII вв. - легендарный половецкий город Шарукань, названный в честь хана Шарукана. Два похода славян к Шарукани - в 1111 г. и 1116 г. - положили конец господству кочевников, и до нашествия монголо-татар в начале XIII в. здесь проживало славянское население.
|
Мемориал в Дробицком яру
|
Начало современному Чугуеву положили казаки под руководством Якова Остряницы. В 1638 г., после неудачного восстания против Польши, они пришли на территорию Слобожанщины и на высоком берегу Северского Донца основали крепость. В 1641 г. восставшие казаки убили Я. Остряницу и покинули крепость. Чугуев заселили русские "служилые люди". Свое стратегическое значение крепость утратила только после строительства Украинской укрепленной линии в 30-х гг. XVIII в. Относительно названия города существует несколько версий. По одной из них оно произошло от слова "чуга" - так называлась мужская одежда для путешествий и езды у некоторых восточных народов, по другой - от слова "чугуне", что в переводе с тюркского означает "межа", "пограничная земля". С 1817 г. по 1857 г. Чугуев был центром военных поселений. Император Александр I мыслил переложить заботу о содержании армии на саму армию: военные поселяне должны были сочетать воинскую службу с крестьянской работой, и тем самым Мемориал в Дробицком яру обеспечивать себя. При этом жизнь поселян строго регламентировалась: они по команде вставали, зажигали огонь, топили печи, выходили на работу и т. д.
Общий вид Чугуева. Конец XIX в.
|
Летом 1819 г. военные поселенцы Чугуева восстали. С помощью регулярных войск и артиллерии выступление было подавлено. Свыше двух тысяч повстанцев были арестованы, многих из них (в том числе 29 женщин) подвергли наказанию шпицрутенами. Стремление к порядку сказалось и на архитектуре города. Застройка Чугуева производилась по "образцовым" проектам, большинство из которых составлялось в инженерном департаменте и рассматривалось в Комитете военных поселений в Петербурге, членом которого был русский зодчий В. П. Стасов.
|
Многие мастера того времени использовали в своих проектах приемы выдающегося архитектора - прельщали простота и совершенство форм. В это время господствующим архитектурным стилем был классицизм. В военном поселении он приобрел черты казенности и жесткой функциональности. Улицы выпрямлялись, пересекаясь под прямым углом. На улицах и площадях размещались типовые строения: церковь, экзерциргаузы, госпитали, кордегардии, ресторации, жилые дома для офицерского состава и военачальников, жилые дома для поселян, служебные постройки. Сейчас Чугуев - единственный в Украине город, где сохранились планировка, отдельные здания и целые ансамбли центра военных поселений. Главной церковью поселения был Покровский собор, сооруженный в 1826-1834 гг. на месте старого деревянного Преображенского собора. Он располагался на западной стороне центральной площади.
|
Казаки Чугуевского полка. Начало ХІХ в.
|
Покровский собор. Конец ХІХ в.
|
К квадратному в плане зданию с южной, восточной и северной сторон были пристроены четырехколонные портики дорического ордера. Центральную часть венчал широкий барабан с куполом (до нашего времени не сохранился). С запада стояла сорокаметровая колокольня, соединенная с собором колоннадой из 16 дорических колонн. В 1872 г. собор достроили теплой церковью, соединившей храм с колокольней вместо колоннады.
|
Перестройка несколько упростила архитектуру храма, но чистота стиля, строгая красота линий, четкая проработка деталей восхищают и поныне. Кто был автором проекта, точно не известно (некоторые исследователи считают, что сам В. П. Стасов). До нашего времени дошел проект пристройки колокольни, подписанный Ф. И. Рербергом. Монументальные росписи и мозаики выполнил итальянский художник П. Розетти. В годы Великой Отечественной войны храм сильно пострадал. В 1970-е гг. он был отреставрирован, а в 1984 г. переоборудован под галерею, в которой сегодня представлено более тысячи работ лауреатов премии им. И. Е. Репина в области живописи, скульптуры и прикладного искусства.
|
Картинная галерея лауреатов премии им. И. Е. Репина (бывшее здание Покровского собора)
|
Здание штабов (корпус военных топографов)
|
На северной стороне центральной площади города сохранилось трехэтажное здание штабов (пл. Ленина, 2) - окружного, дивизионного и полкового. Построенное в 1832 г. в строгом классическом стиле, оно смягчалось только полуциркулярными завершениями окон второго этажа, выделенными ризалитами и двухъярусной башней над смотровой площадкой в центре здания. Официальность назначения этого строения подчеркивают белые стены, небольшие карнизы и отсутствие лепки. Башню украшали часы с боем, каждый час появлялись фигурки, одетые в форму улан. Позже в этом здании располагался корпус военных топографов, где в 1857 г. учился 13-летний Илья Репин.
|
Оно относится к типу зданий, редко встречающихся в архитектурном наследии Украины. В 2006 г. было проведено координирование ремонтно-реставрационных работ по зданию штаба военных поселений.
Рядом с корпусом военных топографов, с восточной стороны площади, находится бывший путевой дворец царя (1838 г.) - небольшой деревянный домик из 6 комнат. К сожалению, его роспись и старинная мебель не уцелели. Южную сторону площади занимает одноэтажное здание торговых рядов (ул. Розы Люксембург, 26), построенное в 1835 г. Простое, прямоугольное в плане сооружение очень оживила 19-пролетная аркада. Современники отмечали притягательность этого места в любое время года. Позднее торговые ряды были перестроены, и только после реставрации в начале 1990-х гг. они приобрели прежний вид.
|
Путевой дворец
|
Торговые ряды
|
На улицах, прилегающих к площади, располагались дома офицерского состава. По ул. Гвардейской сохранились три таких дома, одинаковых по размерам, но отличающихся архитектурными деталями и формой окон. Дома военных поселян отличались еще меньшим разнообразием: одноэтажные, с тремя окнами по фасаду и слуховым окном на высоком фронтоне, образованном двускатной черепичной крышей. По меткому замечанию И. Е. Репина, они были такими одинаковыми, что даже голуби ошибались и залетали в чужие дворы.
|
Всего в городе было сооружено 86 таких каменных домов. Относилась к категории военных поселян и семья великого русского художника Ильи Ефимовича Репина (1844-1930). Его отец, Ефим Васильевич, 27 лет служил рядовым Чугуевского уланского полка, мать, Татьяна Степановна, была дочерью военного поселянина Бочарова. Родился И. Е. Репин в маленьком флигеле в усадьбе бабушки, которая держала постоялый двор в пригородной слободе Осиновка на старом Изюмском тракте. Этот дом снесли в 1930-х гг., а на его месте (ныне - улица Репина) в 1944 г. установили мемориальный монумент, выполненный по проекту известного украинского художника А. Страхова. Это событие было приурочено к 100-летию со дня рождения художника, которое, несмотря на военное время, широко отмечалось. Тогда же на улице Харьковской, возле входа в городской сад, установили каменный обелиск с надписью: "Здесь будет сооружен памятник И. Е. Репину". Торжественное открытие памятника состоялось в 1956 г., но уже в другом месте - в центре города, на улице Гоголя. Автор монумента - известный скульптор М. Г. Манизер воплотил в бронзе великого художника, взяв за основу известный автопортрет И. Е. Репина 1883 г.
|
Памятник выдающемуся художнику
|
Репин И. Е. Протодиакон. 1877 г.
|
19 лет провел Илья Ефимович в Чугуеве. Родители вскоре после его рождения построили в Осиновке, под Гридиной горой, новый дом. Этот дом, в котором И. Е. Репин создал свои первые работы, был продан за долги на слом. И. Е. Репин занимался в корпусе топографов, а после его расформирования в 1857 г. учился иконописи в частной художественной мастерской Бунаковых. С 1859 г. И. Е. Репин работал в иконописных артелях, расписывая храмы Харьковской и других губерний, а в 1863 г. уехал в Петербург и поступил в Академию художеств. Илья Ефимович неоднократно приезжал домой. Где жили его родители в 1860-е гг., точно не установлено. В 1876-1877 гг. почти год художник вместе с семьей провел в доме на Никитинской улице (ныне ул. Розы Люксембург, 8). В этот период им создан ряд знаменитых произведений, в том числе "Протодиакон", "Мужичок из робких", "Возвращение с войны", написано множество портретов: жены Веры Алексеевны, двоюродного брата Трофима Чаплыгина, соседки-красавицы Софьи Любницкой и др.
|
В 1969 г., в дни празднования 125-й годовщины со дня рождения мастера, в шести небольших комнатах репинского домика был открыт художественно-мемориальный музей И. Е. Репина. Здесь экспонируются работы известного художника, мемориальные вещи, воссоздана обстановка гостиной Репиных. Во дворе усадьбы расположена мастерская Ильи Ефимовича. Последний раз И. Е. Репин побывал в Чугуеве в 1914 г., но связей с родным краем он не порывал никогда. Две его последние картины - "Черноморская вольница" и "Гопак" - посвящены Украине. В 1953 г. в Чугуеве открылась детская художественная школа имени И. Е. Репина. Начиная с 2000 г. в городе ежегодно проводится Международный репинский пленэр, в котором принимают участие художники из Украины, России, Белоруссии.
|
Репин И. Е. Возвращение с войны. 1877 г.
|
Здания волостной управы в с. Коробочкино
|
Их картины пополняют коллекцию мемориального музея И. Е. Репина. Связаны с именем великого художника и другие места Чугуевщины. За Северским Донцом, в Малиновке (ехать можно из центра города или по ростовской трассе) стояла церковь, для которой И. Е. Репин выполнил свою первую большую работу: написал икону "Распятие" по известной картине К. Штейбена "Голгофа", ныне находящейся в Исакиевском соборе (г. Санкт-Петербург). Интересно, что в своей более поздней работе "Не ждали" И. Е. Репин снова воспроизвел картину Штейбена - на стене рядом с портретами Т. Г. Шевченко и Н. А. Некрасова.
|
Церковь до нашего времени, к сожалению, не сохранилась, но побывать в Малиновке стоит. Ведь именно в этом селе происходили события, показанные в популярном музыкальном фильме Б. А. Александрова "Свадьба в Малиновке", снятого по либретто харьковского писателя Л. А. Юхвида. Дальнейший путь в южном направлении позволит осмотреть редкий памятник - гражданское административное сооружение начала XIX в. - волостную управу в с. Коробочкино. Волостная управа, построенная около 1823 г. для размещения администрации военного поселения, состоит из двух корпусов - южного и северного, отстоящих друг от друга на 40 метров.
|
Один из корпусов управы
|
Электрическая станция в Эсхаре
|
Каждый из корпусов представляет собой разноуровневую конструкцию: к двухэтажной центральной части с колоннами упрощенного тосканского ордера примыкают одноэтажные боковые части. Вернувшись в Чугуев, можно продолжить экскурсию по репинским местам. Из Чугуева надо добраться до поселка Эсхар (из Харькова ехать электричкой до остановок Эсхар, Дачи). Этот поселок возник в 1926 г., когда началось строительство электростанции для Харьковского промышленного района.
|
В июле 1927 г. в торжественной обстановке был заложен главный корпус станции, а уже в мае 1930 г. электрическая станция Харьковщины (сокращенно - Эсхар) дала первый электрический ток. Электроэнергии она вырабатывала больше, чем все электростанции Украины до революции. Однако сейчас Эсхар известен, прежде всего, фестивалем самодеятельной песни. Ежегодно в октябре сюда съезжаются сотни почитателей бардовской песни. Следуя из Эсхара вдоль Северского Донца, наконец, попадаем в с. Мохнач Змиевского района, где И. Е. Репин провел лето 1877 г.
|
По Северскому Донцу
|
Репин И. Е. Деревня Мохначи близ Чугуева. 1877 г.
|
Впечатления этого лета отражены в картинах "В волостном правлении", "Деревня Мохначи близ Чугуева", портреты "Мужичок с дурным глазом", "Парубок из Мохначей", а также в нескольких акварелях. Если следовать из Эсхара вдоль реки Уды, можно осмотреть интересный памятник деревянной архитектуры, сооруженный неизвестными мастерами в традиционных формах народного зодчества - церковь в поселке Введенка. Добраться до Введенки можно также из Чугуева через Новопокровку или электричкой из Харькова до станции Мохнач.
|
Первая церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы была построена в 1655 г. После пожара 1728 г. эту церковь восстановили, но уже в 1777 г. разобрали по причине ветхости. На ее месте построили новую, которая и дошла до наших дней. В годы советской власти церковь продолжала действовать, ее закрыли только в 1961 г. В 1980 г. Введенский храм внесли в список памятников архитектуры, охраняемых государством, а в год 1000-летия Крещения Руси вновь передали верующим. Последующая реставрация вернула храму первозданную красоту. Введенская церковь принадлежит к типу трехсрубных с двухъярусным центральным "бабинцем", имеющим в плане восьмигранное очертание.
|
Церковь в с. Введенка. 1970-е гг.
|
К нему с двух сторон примыкают шестигранные срубы. Все три сруба перекрыты восьмигранными пирамидальными крышами, увенчанными маленькими луковичными главками и крестами. Небольшое по величине здание (около 20 ? 10 м в плане и 15 м по высоте) отличается гармоничностью пропорций и изысканным силуэтом.
Свято-Введенский храм 1970-е гг.
|
Скромный интерьер церкви украшают изящный резной иконостас с иконами работы чугуевских мастеров и великолепное деревянное паникадило. Много интересного обещает дорога из Чугуева в Кочеток, где, согласно легенде, у источника в лесу явилась икона Владимирской богоматери. Икону перенесли в близлежащий монастырь, но в первую же ночь она снова оказалась у источника. Тогда иноки дали обет: дважды в год торжественно переносить ее на место явления, а возле источника возвели часовню, которая до нашего времени, к сожалению, не сохранилась. С тех пор ежегодно весной и осенью к кочетокскому источнику стекалось множество паломников, среди которых были и Илья Репин с матерью.
|
В дальнейшем впечатления детства легли в основу картин "Крестный ход в дубовом лесу" и "Крестный ход", предшествовавших знаменитому полотну - "Крестный ход в Курской губернии". В середине XIX в. на месте кочетокского источника была организована одна из первых в Украине водолечебниц. Вскоре, благодаря усилиям ее устроителя доктора Е. Ф. Следзиевского, она превратилась в довольно популярный курорт. Каждое лето сюда приезжали сотни больных, в том числе из Петербурга и Москвы. В те времена источник был мощным, но затем его сила заметно ослабла. Позже на месте родника были пробурены артезианские скважины, давшие Харькову вкусную питьевую воду, однако в годы Великой Отечественной войны насосная станция была полностью разрушена. О заповедном источнике в Кочетке, об истории и сегодняшнем дне производственного управления водного хозяйства "Донец", о воде вообще расскажут более 2000 экспонатов уникального Музея воды, открытого в 1982 г.
Церковь Свято-Владимирской иконы Божией Матери
|
Есть в Кочетке и интересный архитектурный памятник - церковь Свято-Владимирской иконы Божией Матери. Она была возведена в 1859 г. на месте старого деревянного храма, позднее к ней достроили колокольню. В 1934 г. храм закрыли, и он постепенно обветшал. Возрождение святыни стало возможным только через полстолетия. В 1987 г. храм был отреставрирован, и сейчас пятиглавая церковь Владимирской иконы Божией Матери снова стала местом поклонения для верующих из окрестных сел, Чугуева и Харькова.
|
Слева от церкви находится могила известного русского философа и психолога Николая Яковлевича Грота (1852-1899), который многие годы жизни провел на украинской земле: стал профессором, утвердился как ученый и здесь, в Кочетке, умер. Профессор Н. Я. Грот в своих работах проповедовал не материальное, а духовное начало. Все другие идеалы (правды, красоты, добра), считал он, исходят из познания в себе общих законов верховного разума, творческой свободы, морального обязательства. Н. Я. Грот вел активное общениес Л. Н. Толстым, уже после смерти ученого вышел сборник воспоминаний, среди которых было и эпистолярное наследие. Ныне часть писем хранится в музее общеобразовательной школы поселка. Со смотровой площадки возле церкви открывается прекрасный вид на Северский Донец и покрытые лесом холмы. Лес возле Кочетка - заповедная территория. Наряду с искусственными насаждениями здесь есть естественные дубравы возрастом от 60 до 150 лет.
Кроме того, редкие виды деревьев и кустарников можно увидеть в дендропарке при Чугуево-Бабчанском лесном колледже. Из Кочетка асфальтированная дорога ведет в Печенеги - поселок городского типа, центр одноименного района. Печенежский район был организован еще в 1923 году, в 1964 г. - ликвидирован, а в 1991 году восстановлен в новых границах. Местность, на которой расположен район, относится к историческому Печенежскому полю, название которому дало древнее кочевое племя "печенеги". Такое же название у фольклорного фестиваля, который проводится здесь ежегодно, и у уникального регионального ландшафтного парка.
|
Один из уголков заповедного леса
|
На фольклорном фестивале "Печенежское поле"
|
Печенеги - родина известного русского художника-академиста, члена Совета Петербургской академии художеств, почетного члена Берлинской, Стокгольмской, Римской, Парижской и Туринской академий искусств Генриха Ипполитовича Семирадского (1843-1902). Г. И. Семирадский родился в семье выходца из Польши, офицера драгунского полка царской армии Образование получил сначала во 2-й харьковской гимназии, затем - на естественном отделении физикоматематического факультета Харьковского университета, однако его дальнейшую судьбу предопределило увлечение живописью.
|
В 1870 г. Г. И. Семирадский блестяще закончил Петербургскую Академию художеств, получив за время учебы шесть серебряных и три золотые медали. В следующем году молодой художник выехал за границу. Большую часть жизни он провел в Риме. В 1873 г. получил звание академика, в 1877 г. - профессора живописи.
Г. И. Семирадский известен полотнами на темы из античной и библейской мифологии, истории Древней Греции и Рима - "Светочи христиан-ства", "Танец среди мечей", "Фрина на празднике в честь Посейдона". Его картины выставляются в музеях Моск-вы, Петербурга, Кракова. В Харьковском художественном музее хранятся несколько его картин - "Лавка гробовщика" (1860-е гг.), эскиз "Римская оргия блестящих времен цезаризма" (1871 г.), "Исаврийские пираты, продающие свою добычу" (1880 г.). Одним из памятников архитектуры, сохранившимся до нашего времени в Печенегах, является НовоБелгородский централ, построенный в 1869 г. В разное время в нем отбывали наказание известные народники, революционеры.
|
Семирадский Г. И. Исаврийские пираты, продающие свою добычу. 1880 г. (фрагмент)
|
Некоторое время здесь находился в заточении украинский поэт-революционер П. А. Грабовский. Украшением края, безусловно, является Печенежское водохранилище - часть системы водоснабжения Харькова. В 1930-1950-е гг. основным источником воды для города были артезианские скважины и Северский Донец с водозабором в Кочетке. Крупный промышленный центр постоянно ощущал недостаток воды, и с целью решения этой проблемы в 1958 г. на околице Печенег началось строительство большого водохранилища. В 1964 г. рукотворное море площадью свыше 80 квадратных километров и емкостью 500 миллионов кубометров создало необходимый для Харькова резерв воды.
Протяженность Печенежского водохранилища от плотины у поселка Печенеги до устья реки Старицы, впадающей в Северский Донец - 75 километров, ширина - от 300 метров до 3 километров. Все это - прекрасная зона отдыха с разветвленной системой детских оздоровительных лагерей, пансионатов, баз отдыха. Вокруг Печенежского водохранилища существует несколько заповедных зон. Не так давно в этом регионе создан региональный ландшафтный парк - "Печенежское поле". Парк расположен между селами Мартовое и Артемовка, ехать к которым лучше через Печенеги.
|
Вид на Печенежское водохранилище
|
В одном из укромных мест водохранилища
|
Парк "Печенежское поле" был создан с целью сохранения типичных ландшафтов восточноевропейской лесостепной зоны, воссоздания биологического разнообразия Харьковщины. Согласно данным полевых исследований, в составе флоры заповедного парка выявлено 7 видов, занесенных в Красную книгу Украины, и несколько видов, которые охраняются в Харьковской области, в том числе три вида ковыля, адонис весенний, гиацинты и др. На территории парка обитают редкие и исчезающие виды животных - выдра, орлан-белохвост, барсук, журавль серый, цапля белая большая, аист белый и многие другие.
|
Особое внимание заслуживает работа по разведению уникальных птиц - дроф, численность которых в мире катастрофически уменьшается. Ландшафтный парк "Печенежское поле" стал центром "Международного фонда дрофы". Благодаря совместному российско-украинскому проекту на базе экоагрофирмы "Фауна" в с. Мартовое был создан дрофопитомник. По мнению ученых, работы по инкубации и выращиванию дрофы не имеют аналогов не только в Украине, но и в Европе. Наибольшей популярностью среди харьковчан по праву пользуются живописные окрестности Старого Салтова. Здесь действуют базы отдыха заводов им. Малышева, "Коммунар", "Серп и молот", предприятия "Горэлектротранс" и Харьковского государственного авиационного предприятия. Многие годы в Старом Салтове работает Харьковский яхтклуб, на базе которого в последнее время проводятся международные состязания яхтсменов.
|
Обитатели ландшафтного парка
|
В лучах заката
|
Из Старого Салтова наш путь лежит дальше - в Верхний Салтов, где в 1900 г. было положено начало исследованию салтовской археологической культуры. В этом году учитель В. А. Бабенко открыл в с. Верхний Салтов Волчанского уезда Харьковской губернии катакомбный могильник. О своей находке В. А. Бабенко сообщил в Харьковский университет и уже в следующем, 1901 г. в раскопках Верхнесалтовского могильника принимали участие известные харьковские ученые: Д. И. Багалей, Е. П. Трифильев и А. М. Покровский. В дальнейшем исследованием этой археологической культуры занимались профессора С. А. Семенов-Зусер, Б. А. Шрамко, В. К. Михеев.
|
Носители салтовской культуры проживали на южных землях Украины в VIII-X вв. По мнению ученых, это были неславянские народы, населявшие Хазарский каганат - аланы, болгары, возможно, хазары. Городище в Верхнем Салтове, расположенное в южной части села, занимает 120 гектаров. Оно состоит из крепости и прилегающего к нему большого селища. С трех сторон городище окружали земляные валы и рвы, восточный склон из-за большой крутизны был практически недоступен. По берегам оврагов расположены могильники. Большая часть находок - керамики, конской сбруи, оружия, украшений - хранится сейчас в Музее археологии и этнографии Слободской Украины при Харьковском национальном университете им. В. Н. Каразина и в Харьковском историческом музее.
|
Печенежское водохранилище в районе Старого Салтова
|
Музей-заповедник салтовской культуры
|
В Верхнем Салтове, на месте раскопок, также создан музей-заповедник, который носит имя В. А. Бабенко. Музей размещается в здании бывшего сельского клуба. Здесь экспонируются находки каменного века, периода меди и бронзы, раннего железного века, но наибольшее количество экспонатов относится к салтовской археологической культуре. Неизменный интерес посетителей вызывает отдел "Этнография Слобожанщины", где собраны предметы быта, орудия земледелия, инструмент ремесленников. В отдельном комплексе воссоздано убранство крестьянской хаты, также представлена интересная коллекция слобожанских рушников.
|
В последнем разделе экспозиции, посвященном событиям Великой Отечественной войны, - фрагменты оружия, фронтовые письма и фотографии, газеты военных времен, документы, дневники и многое другое. Немногие, любуясь чудесными сосновыми лесами на берегах водохранилища, знают, что это результат многолетнего титанического труда Василия Яковлевича Колокольцова - местного помещика, возглавлявшего уездную управу в начале XX века. Именно он стал инициатором проведения лесных насаждений на песчаных берегах вдоль Донца. Высокообразованный человек (окончил Петровско-Разумовскую сельскохозяйственную и лесную академию), он лично возглавлял работы:
|
На территории городища
|
Могила Е. А. Лансере
|
ездил во Францию перенимать опыт, закупал саженцы, контролировал ход проведения работ, вел наблюдение за молодыми насаждениями. В Верхней Писаревке сохранился дом - родовое имение В. Колокольцова, в котором многие годы находится дом отдыха. Хотя маршрут нашего путешествия пролегает на восток, но проехав от Верхнего Салтова в противоположном направлении, можно посетить село с удивительным названием - Нескучное. Именно здесь (в то время это была территория Курской губернии) находилось родовое имение известного скульптора Е. А. Лансере (1848-1886), в семье которого в 1884 году родилась будущая выдающаяся художница Зинаида Серебрякова.
|
Ее произведения хранятся в крупнейших музеях мира и частных коллекциях. Долгие годы художница жила и работала в Петербурге и Москве, Марокко, Париже, Риме, Флоренции, в Крыму и на Капри, но очень многое ее связывало и с харьковской землей. После смерти отца будущая художница вместе с семьей переехала в Санкт-Петербург, где окончила гимназию, художественную школу (кстати, была одной из учениц Ильи Репина). Нескучное она впервые посетила только через 13 лет, а позже ежегодно летом приезжала в эти чудесные места. в своих мемуарах она вспоминала о поразившей ее природе, бескрайних полях и равнинах, колоритной внешности местных жителей. В годы гражданской войны Зинаида Серебрякова жила в Харькове. После смерти мужа она осталась с четырьмя малолетними детьми, дом в Нескучном был сожжен, большинство произведений погибло.
|
З. Е. Серебрякова
|
Мемориальная доска на месте усадьбы
|
Некоторое время Зинаида Евгеньевна работала в археологическом музее при Харьковском университете. К сожалению, результаты ее труда не сохранились: в годы Великой Отечественной войны были утрачены цветные таблицыиллюстрации к курсу истории каменного века, скифов, хазар, славян, выполненные ее рукой. С 1924 года Серебрякова жила в Париже, где и умерла в 1967 году. Кстати, стены фойе Дворца культуры железнодорожников в Харькове украшены монументальной росписью Евгения Лансере - брата выдающейся художницы. Другой брат, Николай, был талантливым архитектором. Сегодня в Нескучном об этой известной семье напоминают только могила Е. А. Лансере и мемориальная доска, установленная на месте быв-шей усадьбы Но вернемся в Верхний Салтов, откуда продолжим дальнейшее путешествие - посетим Великий Бурлук. В конце XVII в. Великий Бурлук был одним из укрепленных сторожевых постов для защиты южных границ Российской империи от татарских набегов.
|
Значительная часть земель вокруг слободы была закреплена за Константином Григорьевичем Донцом-Захаржевским, в дальнейшем они перешли его потомкам. В 1784 г. в Великом Бурлуке обосновался Яков Михайлович Донец-Захаржевский. На берегу реки он по-строил имение, которое не раз посещал Г. С. Сковорода. Сейчас о пребывании здесь известного украинского философа и писателя напоминает памятный знак, установленный на месте усадьбы (ныне это территория ремонтнотранспортного предприятия). Дальнейшее обустройство усадьбы связано с именем одного из сыновей Якова Михайловича, Андреем Яковлевичем Донцом-Захаржевским. В 1826-1839 гг. он построил прекрасный Преображенский храм, украшенный многочисленными колоннами, которые также создавали галерею, соединяющую храм с трехъярусной колокольней. Авторство проекта храма приписывали местному зодчему Никуатову, а также известному российскому архитектору В. П. Стасову и его ученику А. Н. Воронихину. Преображенский храм был разрушен в 1937 г., на его месте сейчас пустырь. Уцелели лишь два колокола, которые были переданы в новый Свято-Преображенский храм, построенный в конце 1990-х гг.
|
Памятный знак о пребывании Г. С. Сковороды
|
Свято-Преображенский храм
|
Кроме того, Андрей Яковлевич начал строительство нового деревянного дома. Эту работу закончил позднее его зять Воин Дмитриевич Задонский, личность поистине легендарная. В. Д. Задонский воевал на Кавказе, отличился в битве на Бородинском поле в 1812 г., принимал участие в заграничных походах русской армии 1813-1814 гг. и вышел в отставку в звании генерал-лейтенанта. По рассказам современников, дом производил впечатление каменного, настолько идеально были подогнаны доски обшивки.
|
Его единственным украшением был портик с поставленными на высокий пьедестал колоннами. Дом был выкрашен в светлокоричневый тон, который прекрасно гармонировал с белыми колоннами. Внутри - просторные, светлые, уютные комнаты, на втором этаже - домовая церковь Святой Троицы. За домом располагался сад, справа - оранжерея в виде двух башен, соединенных теплицами, слева - различные хозяйственные постройки. Вид усадьбы в различных ракурсах запечатлен на страницах книги Г. Лукомского "Старинные усадьбы Харьковской губернии", вышедшей в 1917 г. в Петербурге и переизданной в 2001 г. в серии "Библиотека исторической мысли "Аверс".
|
Бывший дом семьи Задонских
|
Дом семьи Задонских. Начало ХХ в.
|
Несколько поколений Задонских жили в этом доме. В 1918 г. Задонские были убиты, имение разграблено. Вскоре в Великий Бурлук пришли белогвардейцы. По одной из версий, именно здесь, в опустошенном имении Задонских, полковник Белой гвардии Али Изенбек нашел дубовые дощечки, известные как "Велесова книга". Относительно этого памятника славянского дохристианского письма ученые разделились на два лагеря: большинство считает "дощечки Изенбека" фальсификацией, в то время как некоторые исследователи продолжают настаивать на их подлинности. Разрешение спора усложняет то, что сами дощечки, вывезенные Изенбеком во Францию, утеряны в годы Второй мировой войны.
|
В 1922 г. в усадьбе Задонских была основана коммуна им. Г. И. Петровского - одно из первых хозяйств такого типа на Харьковщине. В ее состав входило 98 человек, все они проживали в бывшем помещичьем доме. Здесь же находились пекарня и столовая коммунаров. Позже коммуна переехала в с. Плоское, где на ее базе был создан колхоз "Украина". Что же до барского дома, то он сохранился и поныне, правда, потерял портик с колоннами и все оригинальные архитектурные детали. Сейчас в здании, которое находится в плачевном состоянии, коммуналка. Сегодня за пределами Харьковщины Великий Бурлук хорошо известен благодаря продукции местного сыродельного завода.
|
В тихой заводи
|
Живописные берега реки Оскол
|
Последний пункт нашего путешествия - Двуречанский район - один из живописнейших уголков Харьковщины. На его территории находятся восемь ботанических и шесть энтомологических заказников местного значения. Здесь произрастают 400 видов растений, в том числе 44 редких. С ними связан не менее интересный комплекс насекомых - около 150 видов, и ряд позвоночных животных, занесенных в международные Красные списки и Красную книгу Украины. По территории района протекает река Оскол, на правом берегу которого сохранились уникальные меловые отложения. Ныне ведутся работы по созданию в этих местах национального парка.
|
Поселок был основан как пограничный сторожевой пост в 1660-е годы в междуречье рек Оскол и Нижней Двуречной, что и дало название поселению. Сегодня это один из районных центров Харьковщины. Кстати, из Харькова в Двуречную также можно попасть с помощью нового вида транспорта - рельсового автобуса, который ежедневно отправляется с Южного вокзала до ст. Тополи. В 2005 г. на Харьковщине впервые в Украине был введен этот новый вид транспорта, позволяющий перевозить пассажиров на малозадействованных пригородных маршрутах. В мае 2005 г. в честь 160-летия со дня рождения Нобелевского лауреата Ильи Ильича Мечникова (1845-1916) в пос. Двуречная был открыт памятник выдающемуся ученому-биологу (скульптор - С. Ястребов).
|
Рельсовый автобус на перроне Южного вокзала
|
Памятник И. И. Мечникову в Двуречной
|
И. И. Мечников родился в с. Ивановка вблизи Купянска. Вскоре семья переехала в с. Панасовка (сейчас - с. Мечниково Двуречанского района). В 1864 г. И. И. Мечников закончил естественное отделение физико-математического факультета Харьковского университета, и с 1870 г. по 1882 г. преподавал в Новороссийском университете. В 1886 г. вместе с Н. Ф. Гамалией основал в Одессе первую в России бактериологическую станцию, ныне - Одесский НИИ эпидемиологии и микробиологии им. И. И. Мечникова. В 1887 г. И. И. Мечников выехал за границу, в Париж, где до последних дней жизни руководил лабораторией при Пастеровском институте, с 1905 г. был заместителем директора этого института.
|
|